Ford 3-Ton M1918

Ford 3-Ton M1918
США
Сверхлегкий по массе танк сопровождения пехоты
|
масса |
3,4 т |
|
вооружение |
1 пулемет |
|
экипаж |
2 чел. |
|
мощность силовой установки |
90 л.с. (?) |
|
проект |
1918г., Ford Motor Company |
|
выпускался |
1918г., Ford 15 шт. |
Основная статья:
Американское танкостроение 1915-1919гг.
Развитие по
параллельным аллелям
Параллельно с запуском производства американского варианта лицензионного Рено - Six-ton Tank M1917/Light Tank M1917 (Рис1.) – американцы пытались создать оригинальную конструкцию, взяв за основу все тот же удачный французский FT-17.

Рис.1 - Пушечный вариант Six-ton Tank M1917/Light Tank M1917.
Специалисты автогиганта Ford Motor Company разрабатывали сверхлегкую модель танка – массой всего 3 т. Машина проектировалась с максимально возможным использованием автомобильных комплектующих и рассчитывалась на конвейерную сборку, благодаря чему планировалось в кратчайший срок изготовить 1500 боевых танков (по 100 штук в день).
По другой версии, инициатива создания сверхлегкого танка принадлежит Департаменту артиллерии Армии США, где летом 1918г. и задумали малую машину, способную выступать и в качестве транспортера боеприпасов для пехоты и в качестве мобильной пулеметной платформы для огневого сопровождения пехоты.
Летом 1918г. такая машина действительно появилась - Ford 3-Ton M1918 (второе название - Ford Two-man) (Рис.2).



Рис.2
- Ford 3-Ton
M1918.
Конструктивно танк получился весьма замечательным. Это был безбашенный аппарат, имевший вооружение в передней стенке корпуса, два двигателя, и два члена экипажа.
«Малютка» массой 3,4 т (длина корпуса 3277 мм; ширина 1650 мм; высота 1600 мм) мог нести пулемет (иногда пишут – 37-мм пушку), имел подрессоренную ходовую часть, а для преодоления окопов — хвост (длина с хвостом, 4064 мм) (Рис.3), очень полюбившийся конструкторам того времени.

Рис.3 – Опора на хвост.
Танк должен
был развивать скорость порядка
Судя по сохранившимся фото, кажется, что существовали варианты машины с разными пулеметными масками. (Рис.4)




Рис.4 – Варианты Ford 3-Ton M1918, на нижней фотографии пулемет крепится иначе, чем на предыдущих фото.
Внутри машины было тесновато. В передней части корпуса размещался экипаж из двух человек (Рис.5), причем стрелок размещался в положении лежа на животе, за ними располагался моторно-трансмиссионный отсек.

Рис.5 – Положение водителя.
Обзор по сторонам осуществлялся из малой башенки грибовидной формы.
Вести огонь из пулемета также было не с руки, т.к. в горизонтальной плоскости пулемет мог наводится в секторе 21 градус, а по вертикали в секторе 38 градусов.
Бронирование:
лоб корпуса –
Два (-!?) 4-х
цилиндровых двигателя мощностью
Ходовая часть состояла из 6 опорных катков на борт, соединенных в две тележки и подвешенных на полуэллиптических рессорах к продольной балке. Над ними крепились два поддерживающих ролика. Ведущее колесо находилось сзади и имело зубовое зацепление гусеницы. Направляющее колесо было намного больше по диаметру и выступало за пределы корпуса как у FT-17. (Рис.6)

Рис.6
– Вид на направляющее колесо.
Несмотря на
заявленную скорость
Американские источники пишут, что прототип тестировался во Франции в октябре 1918г., и военные пришли в полный восторг от новинки – немедленно было заказано 15000 таких машин! (Рис.7)


Рис.7 – Проворный и легкий «малютка».
К 11 ноября 1918г. выпустили всего 15 Ford 3-Ton M1918, и вроде бы два прототипа, из которых в войска направили 10 шт. (Рис.8)

Рис.8 – Строй Ford 3-Ton M1918.
Несмотря на первоначальный ажиотаж, вскоре проявились существенные недостатки конструкции, главными из которых выступало как раз то, что признавалось преимуществом - небольшие габариты. Например, танк мог запросто провалиться в крупную воронку или траншею (Рис.9), а при преодолении проволочных заграждений или иных вертикальных препятствий – завалиться навзничь (Рис.10).

Рис.9 – Корма танка увязла в почве.

Рис.10 – Танк не может преодолеть проволочное заграждение, натянутое на столбах, и опрокидывается.
Поэтому заказ отменили, и продолжение темы не последовало.
Служили Ford 3-Ton M1918 весьма недолго и в середине 1920-х гг. их полностью заменили на «Американские Рено». (Рис.11)


Рис.11 – Ford 3-Ton M1918 на ученьях американской армии.
Пожалуй, Ford 3-Ton M1918 был самым маленьким и самым легким среди серийных
танков Этапа и Первой мировой войны. Эту машину можно отнести и к танкам (по
определению), и к классу сверхлегких машин – танкеткам, по сути, бронированным
транспортерам. Даже Першинг заметил, что данное транспортное средство
предпочтительнее использовать в качестве легкого артиллерийского тягача, так
как Ford 3-Ton
M1918 не мог удовлетворительно выполнять функции танка. И хотя во
всех справочниках Ford 3-Ton M1918 трактуется как сверхлегкий танк
поддержки пехоты, американцы сами использовали эту машину в качестве грузового
перевозчика – машины снабжения (пехоты) (грузоподъемность не более


Рис.12 - Ford 3-Ton M1918 в качестве тягача.