Ford 3-Ton M1918

 

 

Ford 3-Ton M1918

США

Сверхлегкий по массе танк сопровождения пехоты

масса

3,4 т

вооружение

1 пулемет

экипаж

2 чел.

мощность силовой установки

90 л.с. (?)

проект

1918г., Ford Motor Company

выпускался

1918г., Ford

15 шт.

 

 

Основная статья: Американское танкостроение 1915-1919гг.

Развитие по параллельным аллелям

 

 

Параллельно с запуском производства американского варианта лицензионного Рено - Six-ton Tank M1917/Light Tank M1917 (Рис1.) – американцы пытались создать оригинальную конструкцию, взяв за основу все тот же удачный французский FT-17.

 

Рис.1 - Пушечный вариант Six-ton Tank M1917/Light Tank M1917.

 

Специалисты автогиганта Ford Motor Company разрабатывали сверхлегкую модель танка – массой всего 3 т. Машина проектировалась с максимально возможным использованием автомобильных комплектующих и рассчитывалась на конвейерную сборку, благодаря чему планировалось в кратчайший срок изготовить 1500 боевых танков (по 100 штук в день).

По другой версии, инициатива создания сверхлегкого танка принадлежит Департаменту артиллерии Армии США, где летом 1918г. и задумали малую машину, способную выступать и в качестве транспортера боеприпасов для пехоты и в качестве мобильной пулеметной платформы для огневого сопровождения пехоты.

Летом 1918г. такая машина действительно появилась - Ford 3-Ton M1918 (второе название - Ford Two-man) (Рис.2).

 

Рис.2 - Ford 3-Ton M1918.

 

Конструктивно танк получился весьма замечательным. Это был безбашенный аппарат, имевший вооружение в передней стенке корпуса, два двигателя, и два члена экипажа.

«Малютка» массой 3,4 т (длина корпуса 3277 мм; ширина 1650 мм; высота 1600 мм) мог нести пулемет (иногда пишут – 37-мм пуш­ку), имел подрессоренную ходо­вую часть, а для преодоления окопов — хвост (длина с хвостом, 4064 мм) (Рис.3), очень полюбив­шийся конструкторам того вре­мени.

 

Рис.3 – Опора на хвост.

 

Танк должен был развивать скорость порядка 20 км/ч, а ма­лые размеры делали его очень трудной мишенью.

Судя по сохранившимся фото, кажется, что существовали варианты машины с разными пулеметными масками. (Рис.4)

 

https://i05.fotocdn.net/s126/92accbfaf409ba5e/public_pin_l/2862212943.jpg

Рис.4 – Варианты Ford 3-Ton M1918, на нижней фотографии пулемет крепится иначе, чем на предыдущих фото.

 

Внутри машины было тесновато. В передней части корпуса размещался экипаж из двух человек (Рис.5), причем стрелок размещался в положении лежа на животе, за ними располагался моторно-трансмиссионный отсек.

 

Рис.5 – Положение водителя.

 

Обзор по сторонам осуществлялся из малой башенки грибовидной формы.

Вести огонь из пулемета также было не с руки, т.к. в горизонтальной плоскости пулемет мог наводится в секторе 21 градус, а по вертикали в секторе 38 градусов.

Бронирование: лоб корпуса – 12,7 мм; борт корпуса – 10 мм; корма – 6,35 мм; крыша - 6,35 мм; днище - 6,35 мм.

Два (-!?) 4-х цилиндровых двигателя мощностью 45 л.с. от автомобиля Ford Model T располагались параллельно, каждый из которых имел свою коробку передач и приводил в движение гусеницу одного борта.

Ходовая часть состояла из 6 опорных катков на борт, соединенных в две тележки и подвешенных на полуэллиптических рессорах к продольной балке. Над ними крепились два поддерживающих ролика. Ведущее колесо находилось сзади и имело зубовое зацепление гусеницы. Направляющее колесо было намного больше по диаметру и выступало за пределы корпуса как у FT-17. (Рис.6)

 

Рис.6 – Вид на направляющее колесо.

Несмотря на заявленную скорость 20 км/ч машина разгонялась до 12 км/ч (8 миль/час). Запас хода – 55 км.

Американские источники пишут, что прототип тестировался во Франции в октябре 1918г., и военные пришли в полный восторг от новинки – немедленно было заказано 15000 таких машин! (Рис.7)

 

https://sun9-51.userapi.com/c9993/u9122971/50242318/x_056fe789.jpg

Рис.7 – Проворный и легкий «малютка».

 

К 11 ноября 1918г. выпустили всего 15 Ford 3-Ton M1918, и вроде бы два прототипа, из которых в войска направили 10 шт. (Рис.8)

 

Рис.8 – Строй Ford 3-Ton M1918.

 

Несмотря на первоначальный ажиотаж, вскоре проявились существенные недостатки конструкции, главными из которых выступало как раз то, что признавалось преимуществом - небольшие габариты. Например, танк мог запросто провалиться в крупную воронку или траншею (Рис.9), а при преодолении проволочных заграждений или иных вертикальных препятствий – завалиться навзничь (Рис.10).

 

 

Рис.9 – Корма танка увязла в почве.

 

 

Рис.10 – Танк не может преодолеть проволочное заграждение, натянутое на столбах, и опрокидывается.

 

Поэтому заказ отменили, и продолжение темы не последовало.

Служили Ford 3-Ton M1918 весьма недолго и в середине 1920-х гг. их полностью заменили на «Американские Рено». (Рис.11)

 

Рис.11 – Ford 3-Ton M1918 на ученьях американской армии.

 

Пожалуй, Ford 3-Ton M1918 был самым маленьким и самым легким среди серийных танков Этапа и Первой мировой войны. Эту машину можно отнести и к танкам (по определению), и к классу сверхлегких машин – танкеткам, по сути, бронированным транспортерам. Даже Першинг заметил, что данное транспортное средство предпочтительнее использовать в качестве легкого артиллерийского тягача, так как Ford 3-Ton M1918 не мог удовлетворительно выполнять функции танка. И хотя во всех справочниках Ford 3-Ton M1918 трактуется как сверхлегкий танк поддержки пехоты, американцы сами использовали эту машину в качестве грузового перевозчика – машины снабжения (пехоты) (грузоподъемность не более 1500 фунтов), легкого арттягача (в чрезвычайных ситуациях для 75-мм пулевой пушки).  (Рис.12)

 

 

Рис.12 - Ford 3-Ton M1918 в качестве тягача.

 

 

 

 

 

 

 

 

Издательский центр «ОСТРОВ»
выпускает литературу по истории Карельского перешейка и Кронштадта.
В серии монографий по фортам крепости Кронштадт готовится к печати книга В.Ф. Ткаченко Форт «Обручев» брат «Тотлебена».
В ближайших планах шестая книга серии «Карельский перешеек. Страницы истории».
Наш адрес: zitadel@bk.ru