150 ton Field Monitor

 

 

150 ton Field Monitor

США

Сухопутный линкор

масса

150 т

вооружение

2х152-мм орудия

10 пулеметов

экипаж

20 чел.

проект

1915-1917гг.

 

 

Основная статья: Американское танкостроение 1915-1919гг.

Ранние проекты

 

 

Первая боевая машина типа танк проектировалась в США не для Западного фронта в Европе, а для ведения боевых действий в Мексике. В 1914г. США вмешались во внутренний конфликт в Мексике (Рис.1), и в апреле-ноябре 1914г. американские военно-морские силы оккупировали мексиканский порт Веракрус.

 

Рис.1 – Любопытнейшее фото, датированное августом 1914г. – в окружении группы мексиканских оппозиционных деятелей находятся американский генерал Джон Першинг (справа, в панаме) - будущий командующий американскими войсками в Европе во время Первой мировой войны и офицер Джордж Паттон (стоит за спиной Першинга) - один из организаторов танковых войск США.

 

Работы над «танком» начались по одним сведениям, в 1915г., а по другим, в 1916г.

При проектировании машины решили оттолкнуться от шасси колесного трактора типа Holt. Американские инженеры полагали, что для боевых действий в Мексике, где армии США приходилось преодолевать огромные открытые, зачастую пустынные пространства высококолесная ходовая часть есть наиболее подходящее решение для боевой машины - Field Monitor (Полевой монитор).

Разработчики полагали использовать две пары огромных колес, которые приводились бы в движение двумя большими паровыми двигателями.  (Рис.2)

 

Рис.2 – Идея машины для ведения боевых действий в Мексике, 1915г.?

 

Паровой двигатель для Field Monitor, скорее всего, разрабатывал главный инженер компании Doble.

Машина имела расчетную массу в 150 тонн и вошла в историю, как 150 ton Field Monitor (Рис.3).

 

Рис.3 - 150 ton Field Monitor.

 

Конструкция имела длину 20 м, ширину – 4 м, высоту – 7 м.

Компоновка «полевого монитора» выглядела следующим образом. Практически все броневые листы соединялись под прямыми углами. Исключение составил только верхний лобовой лист, в котором устанавливалось две морские 6-дюймовые (152,4-мм) пушки. Установка каждого из орудий была отдельной. Правда, при установке орудий на «полевой монитор» требовалось провести некоторые доработки. В частности, предстояло уменьшить длину ствола с 50 до 30 калибров и снизить массу орудия. Выбор данной артсистемы был не случайным – орудия этого типа устанавливались в качестве вспомогательного вооружения на большинство американских кораблей и использовались Береговой Охраной того времени, потому недостатка как в орудиях, так и в боеприпасах к ним не было (в частях Береговой Охраны США насчитывалось в резерве 96 6-дюймовых орудия). В качестве запасного варианта рассматривались и 5-дюймовые орудия (в наличие - 28 шт.). Кроме того, из закромов ВМС можно было получить еще 46 6-ти дюймовок и 30 5-ти дюймовок.

В центре, между орудиями, находились места водителя и командира машины.

Сильным было и вспомогательное вооружение, состоявшее из десяти пулеметов Colt-Browning M1895 калибра 7,62-мм. В ходе проектирования их предполагалось заменить на более современные модели типа Browning M1917 аналогичного калибра. Размещение пулеметов было следующим: два в верхней башне; два в кормовой башне; по три в спонсонах между колесами с каждого борта. Диаметр погона под каждую пулеметную башню достигал 2 метров. Пулеметные башни имели цилиндрическую форму и оснащались наблюдательными башенками на крыше. Для наблюдения за окружающей обстановкой в их бортах были сделаны небольшие лючки со смотровыми щелями.

Экипаж колесного танка достигал 20 человек. Предположительно, его состав был таким: шесть артиллеристов, десять пулеметчиков, командир, водитель и два техника. Посадка и высадка из танка производилась через люки в бортах корпуса расположенных под спонсонами.

Ходовая часть состояла из двух пар колес диаметром более 20 футов – то есть, 6,1 метра с жесткой подвеской. Чтобы управлять столь огромной машиной предусмотрели отдельную коробку передач на каждое колесо, которая была связана с центральной КПП. В свою очередь центральная трансмиссия соединялась с двумя паровыми двигателями типа Doble, размещенными в средней части корпуса. По сути, было получено полноприводное шасси с колесной формулой 4х4.

Работы над машиной затянулись до тех пор, когда встал вопрос о вступлении Америки в европейскую войну. Проект представили на рассмотрение генерала Першинга, который отверг использование парового колесного танка. По его мнению, подобные машины годились только для сопровождения пехоты и своей медлительностью сковывали бы кавалерию. Относительно последнего утверждения он сказал буквально следующее: “Horses he demanded would win this war”.

В целом, «полевой монитор» обладал массой других недостатков и недоработок. Помимо огромной массы и невысокой живучести паровых двигателей весьма нерационально было размещено вооружение. Два основных орудия могли вести огонь только в узком секторе прямо по курсу. Из двух пулеметных башен вести круговой обстрел могла только верхняя, но при этом обе имели огромные сектора мертвых зон. То же можно сказать и о пулеметах, установленных в спонсонах. К преимуществам этого «танка» можно отнести только мощное бронирование, варьировавшееся в пределах от 24 мм (борт корпуса) до 75 мм (лоб корпуса). Иногда указываются те же параметры в дюймах, что выглядит абсолютно фантастически. Как результат – проект 150-тонного «полевого монитора» был отвергнут, и в 1917 году все работы по нему были свернуты.

 

 

 

 

 

 

 

 

Издательский центр «ОСТРОВ»
выпускает литературу по истории Карельского перешейка и Кронштадта.
В серии монографий по фортам крепости Кронштадт готовится к печати книга В.Ф. Ткаченко Форт «Обручев» брат «Тотлебена».
В ближайших планах шестая книга серии «Карельский перешеек. Страницы истории».
Наш адрес: zitadel@bk.ru