Машины на танковых шасси                                                            © Смирнов А.Г., 2016г.

 

Классификация, САУ, СЗУ, командирские машины, машины связи, машины снабжения, тягачи-транспортеры, инженерные машины, машина дымозавесчик.

 

* Классификация.

На базе танков Зеленого Этапа строились следующие машины:

1. боевые бронированные и небронированные: САУ, СЗУ (ЗСУ);

2. специальные бронированные и небронированные: командирские машины, машины связи, машины снабжения танков, тягачи-транспортеры, инженерные машины, машина дымозавесчик.

     ⃰ САУ.

 В 1920-е годы САУ на танковых шасси разрабатывали в Британии, Франции, США, СССР.

В начале 1920-х годов несколько вариантов САУ на колесно-гусеничных шасси строил американский инженер John Walter Christie. (Рис.1)

 

Рис.38 – Одно из САУ Кристи на колесно-гусеничном ходу.

 

     В 1920-1921гг. Кристи разработал свой первый колесно-гусеничный танк Christie M1919. Похоже, что на похожей базе Кристи в 1920г. построил и 75-мм САУ (Рис.2).

 

Рис.2 – Колесно-гусеничный ход по Кристи на самоходке с 75-мм горным орудием М1920.

 

В отношении этой машины известно, что она имела массу 8 т, длину 12 футов, ширину 7 футов 6 дм. Видимо, ходовая часть этой машины оказалась слабовата, поэтому в 1924г., в продолжении темы, на машину, имевшую уменьшенный вариант ходовой части танка Кристи М1919, установили сначала 75-мм орудие, а потом 105-мм. (Рис.3)

 

Рис.3 - Christie Motor Carriage for 75mm M1920 Gun/105mm M1920 Howitzer.

 

    Полученное шасси имело грузоподъемность 6000 фунтов, что казалось приемлемым для установки 75-мм орудия, но не годилось для более могущественной 105-мм пушки, под которую требовалась машина грузоподъемностью 8010 фунтов.

    Ни одна САУ Кристи на колесно-гусеничном шасси в серию не пошла.

   В 1925-1928гг. на базе британских Vickers Medium строились варианты САУ.

   Считается, что еще в 1918г. британцами в инициативном порядке предпринимались усилия по созданию САУ на тракторной базе. (Рис.4)

 

http://www.aviarmor.net/tww2/photo/gb/spg_mk1_m1924/spg_mk1_m1924_1.jpg http://www.aviarmor.net/tww2/photo/gb/spg_mk1_m1924/spg_mk1_m1924_c1.jpg

Рис.4 – Зенитное самоходное орудие Mk.I. (Self-propelled gun) на базе трактора Holt.

 

Наконец, в начале 1920-х гг., по заказу военного ведомства, была разработана серия самоходных артиллерийских установок. Работы носили экспериментальный характер, поскольку на основании полученных результатов британское командование сухопутными силами должно было решить, чему отдать предпочтение - буксируемой артиллерии или самоходным орудиям.

В 1923г. на Вулвичском арсенале (ROF Woolwich) по инициативе сэра Ноэла Бёрча (Sir Noel Birch) (Рис.5) – главного генерала артиллерийско-технической службы (Master General of the Ordnance) начали проектировать САУ.

 

Картинки по запросу Sir James Frederick Noel Birch

Рис.5 - Генерал сэр Джеймс Фредерик Ноэль Бёрч, 1865-1939гг.

Бёрч, как артиллерист – ветеран Первой мировой войны хорошо представлял себе комплекс вопросов, связанных с желательностью механизации артиллерии.

 

     В 1923 году от Военного Министерства поступило новое задание - создать самоходный лафет с использованием качающейся части орудия. Спецификацию разделили на 2 части.  Разработка самоходного лафета под 18-фунтовое орудие досталась Vickers. Надо заметить, что Vickers создавала САУ не в одиночку, работы шли в связке с Королевским арсеналом в Вулвиче (ROF Woolwich). Впрочем, арсенал являлся скорее смежником по разработке артиллерийской части. САУ собиралась на головном заводе Vickers в Шеффилде. Armstrong Whitworth было дано задание на легкий транспортер для 13-фунтовой (76-мм) зенитной пушки QF 13-pounder 9 CWT, это же шасси предполагалось использовать и для установки 3,7-дюймовой гаубицы.

     Выполняя задание военных, Armstrong Whitworth в 1924 году представила Light Artillery Transporter. Используя элементы Artillery Dragon, была получена платформа с довольно низким силуэтом. 13-фунтовая (76,2 мм) зенитная пушка QF 13-pounder 9 CWT, судя по ее расположению, могла вести огонь по наземным целям прямой наводкой. Пушку установили в носовой части корпуса (некоторые сообщают, что орудие было обращено назад), позади неё, на всеобщем обозрении, находились укладки со снарядами, а дальше за ними располагался двигатель AEC мощностью 48 лошадиных сил. (Рис.6)

 

 

Рис.6 - Light Artillery Transporter.

 

     Боевая ценность машины показалась сомнительной, по этой причине в 1925 году работы по Light Artillery Transporter прекратили.

     На Vickers свой вариант самоходного лафета под 18-фунтовое орудие – Tractor Mounting SP for QF 18 pr – строили все же не на шасси танка Vickers Medium Mk.II, как можно часто прочитать, а на базе 18-pdr Transporter. Т.е. 18-pdr Transporter выступил общим прародителем и для танков Vickers Medium Mk.I/Mk.II и для САУ Tractor Mounting SP for QF 18 pr. Даже с точки зрения компоновочных решений САУ и танк немного отличались. V-образный двигатель воздушного охлаждения Armstrong Siddeley мощностью 90 лошадиных сил размещался там же, то есть спереди-слева (-?), но трансмиссию пришлось переделывать. Почти по центру машины разместилась установка 18-фунтового орудия (83,8 мм). Теперь это было, скорее, не полевое, а универсальное орудие. Фактически от базового полевого орудия здесь был взят только ствол, все остальные узлы были полностью переделаны. Во многом конструкция установки базировалась на универсальном 18-фунтовом орудии Mk.3, которое разрабатывалось в Первую мировую войну, но так и не пошло в серию. Орудийная установка крепилась на значительно более широком погоне, ради которого пришлось делать небольшие расширения в верхней части корпуса. Орудийная установка располагалась по центру боевого отделения, таким образом, чтобы высота линии огня оказалась как можно ниже. Орудие имело круговой сектор обстрела, а вертикальные углы наводки составляли от -5 до +70 градусов. Раздельная наводка по вертикали и горизонтали также была более характерной для зенитных орудий. Таким образом, расчет Birch Gun мог вести огонь как по наземным, так и по воздушным целям. Боезапас составлял 73 унитарных выстрела. В кормовой части машины появилось полностью закрытое отделение, очевидно, под трансмиссию. Корпус машины удлинился до 5816 мм, что привело увеличению числа опорных до 13 штук. Их сгруппировали в 5 тележек с пружинной амортизацией, 2 независимых передних натяжных катка и 1 задний имели индивидуальную подвеску. Количество поддерживающих роликов составляло 5 штук. Переднее направляющее колесо соединялось с механизмом натяжения; ведущим было заднее колесо зубового зацепления. Гусеница из траков No.9 link track.  Ходовая часть экранами не прикрывалась. У машины не было крыши, у водителя оставили откидной щиток.   

     Первый образец САУ, позже получивший обозначение Birch Gun (в некоторых источниках пишут Birch Gun I), был изготовлен к сентябрю 1924 года. (Рис.7)

 

Рис.7 – САУ Tractor Mounting SP for QF 18 pr, она же Birch Gun I.

 

     По одним данным, боевая масса САУ составила 10,5 тонн, по другим – 12100 кг. Экипаж Birch Gun 6 человек: водитель, командир, двое наводчиков и двое заряжающих. Сиденья имелись не у всех.

     22 сентября 1924 года САУ прибыла в Фарнборо, где находился танковый исследовательский центр. Машина получила местный регистрационный номер H2466, поскольку она не получила регистрационного номера Военного Министерства.

     В конце октября 1924 года, САУ направили в 28-ю полевую батарею IX полевой бригады Королевской артиллерии. (Рис.8)

 

Рис.8 – На испытаниях в IX полевой бригаде.

 

     Концепция Birch Gun вызвала в основном положительную реакцию. САУ оказалась достаточно динамичной. В отчетах указывалось, что средняя скорость передвижения была как минимум не ниже буксируемых орудий. Выявились и серьезные проблемы. Испытания, проведенные в Уотчете, показали, что 70 градусов вертикальной наводки оказалось мало. Во-вторых, при стрельбе САУ раскачивалась в течение 4-х секунд, что влияло на скорострельность и меткость. Фиксировались проблемы с подвеской, расходом топлива и перегревом тормозов.

По итогам испытаний был составлен список исправлений, которые должны были быть внесены в конструкцию машины. Прежде всего, артиллеристам не понравилось то, что у орудийной установки совсем отсутствовала броня. Полностью закрывать боевое отделение не требовали – устраивал орудийный щиток. Кроме того, предлагалось закрыть ходовую часть экранами.

В сентябре 1925г. фирма Vickers получила заказ на еще 4 САУ, получивших обозначение Mounting SP QF 18 pr Mk.IA – по другой версии, Birch Gun Mk.I или даже Birch Gun Mk.II.

     Машины были готовы примерно через год. Каждая самоходная установка обошлась в 12250 фунтов стерлингов, то есть примерно 1000 фунтов стерлингов за тонну. Машины, включая прототип, получили WD-номера D.188-D.191 - буква D в регистрационном номере означала, что машина классифицирована как артиллерийский тягач. Машины получились примерно равными по массе - около 12 тонн (11,6 т), корпуса выполнялись из броневых листов толщиной около 6 мм. Машины получили модернизированную ходовую часть. Помимо бортовых экранов самоходные установки снабжались новыми траками No.3 link track. Как и требовало техническое задание, орудийная установка получила большой 6-мм щит, который прикрывал расчёт спереди. Появился стопор для крепления орудия в положении по-походному. (Рис.9)

 

Рис.9 - Birch Gun Mk.I в походном положении.

 

Угол наводки орудийной установки возрос до 80 или даже до 85 градусов, что увеличило возможности Birch Gun при использовании в качестве ЗСУ. (Рис.10)

 

 

Рис.10 - Birch Gun в качестве ЗСУ.

 

Объём боевого отделения позволил разместить внутри 80 снарядов.

САУ Birch Gun Mk.I отличались и друг от друга, видимо, за счет незначительных изменений в конструкции щита и системы управления огнем. Однако каждое получило свой индекс: “Birch GunMark Ia или Mounting SP QF 18 pr Mk.IA (Рис.11), “Birch GunMk.Ib или Mounting SP QF 18 pr Mk.IВ (Рис.11а), “Birch GunMk.Ic или Mounting SP QF 18 pr Mk.IС (Рис.11b), говорят, был и “Birch GunMark Id или Mounting SP QF 18 pr Mk.ID.

 

Рис.11 – САУ “Birch Gun” Mark Ia.

 

http://www.aviarmor.net/tww2/photo/gb/spg_birch_gun/birch_gun_mk1b_1.jpg

Рис.11a – САУ “Birch Gun” Mk.Ib, 1926г.

 

Рис.11b – САУ “Birch Gun” Mk.Ic, 1926г.

 

     Первые тесты Birch Gun состоялись летом 1926 года в Фарнборо. (Рис.12)

 

    

Рис.12 – Машины вызывали живейший интерес у начальствующего состава.

 

     13 ноября 1926 года САУ Birch Gun Mk.I выступили на маневрах в Кимберли в рамках демонстрации новой техники правительствам доминионов. (Рис.13)

 

Рис.13 - Батарея Birch Gun в ходе манёвров в Кимберли. Ноябрь 1926 года.

 

     Шедшие под проливным дождём машины наглядно показали, в чём заключается разница между буксируемой и самоходной артиллерией. Переход из походного положения в боевое занимал у экипажа САУ считанные секунды, в то время как сопоставимым по огневой мощи буксируемым орудиям на это требовалось около минуты.

     Батарею Birch Gun включили в состав 20-й полевой батареи IX-й полевой бригады Королевской артиллерии. На учениях в Вуле в феврале 1927г. САУ Birch Gun в условиях пересеченной местности показали отличную маневренность – на уровне танков. (Рис.14)

 

Рис.14 - Birch Gun на манёврах в Вуле, февраль 1927 года.

 

Выявились и недостатки САУ Birch Gun. Несмотря на то, что её создатели постарались максимально снизить высоту линии огня, центр тяжести для 12-тонной машины оказался высоковат. Поскольку огневая мощь 18-фунтового орудия была значительно выше, чем у 3-фунтовой (47 мм) пушки Medium Tank Mk.II, сила её отдачи тоже была выше, а вместе с ней увеличивалась и раскачка при стрельбе. Также посчитали недостаточной защиту расчета и водителя - круговое вращение орудия означало, что в случае поворота его вбок, расчёт оказывался не защищённым от фронтального вражеского огня, а защита водителя состояла всего лишь из откидного щитка слева.

В декабре 1927 года военные заказали Vickers ещё две машины типа Mounting SP QF 18 pr Mk.I. Их изготовили через год, присвоив WD-номера D.416 и D.417. В некоторых источниках их обозначают как Birch Gun Mk.III. Машины были готовы в первой половине 1928г.

Принципиальным отличием новых установок стало усиление бронирования. Водитель получил отдельную рубку, имевшую откидной щиток. Более существенным стало и бронирование орудийной установки. (Рис.15)

 

Рис.15 - САУ “Birch GunMk.Ie, она же Mounting SP QF 18 pr Mk.IE, 1928г.

 

Теперь 83,8-мм орудие размещалось в полуоткрытой башне с цилиндрическим основанием и массивным щитком в лобовой части. Поскольку такое бронирование резко уменьшало углы возвышения орудия (до 37°), установку переделали, в результате чего возимый боезапас увеличился до 88 снарядов. (Рис.16)

 

 

Рис.16 - Боевое отделение Birch Gun Mk.Iе.

 

Одни авторы сообщают, что новые САУ отличались друг от друга формой башни – пишут, что второй вариант имел полностью закрытую цилиндрическую башню или даже рубку конической формы с поручнями и называют этот образец “Birch Gun” Mk.If (Рис.17).

 

Рис.17 – САУ “Birch GunMk.If, 1928г.

 

Другие авторы, напротив, указывают, что обе новые САУ с башнями не отличались друг от друга.

В любом случае, наличие башни или рубки улучшало защищенность экипажа, но другие характеристики самоходного орудия ухудшились. Её масса увеличилась почти на тонну, что привело к снижению максимальной скорости по шоссе с 29 до 25,6 км/ч, а по пересечённой местности с 16 до 14 км/ч. Ухудшился и обзор. Центр тяжести машины оказался ещё выше, а значит, увеличилась и раскачка при стрельбе.

1 мая 1927 года все имевшиеся в наличии Birch Gun были переданы новому формированию – экспериментальной механизированной группе (Experimental Mechanised Force) под командованием полковника Джона Фуллера. САУ свели во взвод самоходных орудий.

Тема Birch Gun стала постепенно сдавать позиции в 1927 году, после того как сэр Бёрч покинул свой пост и перешёл в Vickers. Его сменил генерал-лейтенант сэр Вебб Гиллман. По мнению Гиллмана, правильным решением было развитие не самоходной артиллерии, а артиллерийских тягачей, прежде всего, машин семейства Dragon. После расформирования в начале 1929 года группы Experimental Mechanised Force программу Birch Gun закрыли.

     В 1921г. Эмиль Римайо, технический директор французского предприятия FAMH, увлекся темой применения шасси сверхлегких машин под САУ. Римайо запатентовал любопытное решение сверхлегкой САУ, перемещение которой обеспечивал электродвигатель, а питание к нему передавалось по кабелю от идущего впереди тягача, который одновременно выступал в роли подвозчика боеприпасов. (Рис.18)

 

https://warspot-asset.s3.amazonaws.com/articles/pictures/000/046/197/source/somuassau40s01-aab03079cb519aab06a31166411f38d1.jpg

Рис.18 – Из патента Эмиля Римайо от 1921г. на самоходную установку.

 

Примерно в 1924г. Римайо представил вариант САУ на базе свехлегкого танка (танкетки) St-Chamond modele 1921. Машина получила длинноствольную 75-мм пушку обр.1897 с частично бронированным щитом. (Рис.19)

 

Рис.19 – САУ на базе танкетки «Сен-Шамон» с 75-мм пушкой обр. 1897г., 1924г.

 

     Эта машина позиционировалась как легкая САУ для кавалерии - Canon de Cavalerie automoteur de 75 Saint-Chamond Modele 1924. Масса САУ оценивалась в 11 тонн. Орудие располагалось в кормовой части. Чтобы вести огонь по врагу, самоходную установку пришлось бы разворачивать задом наперед. Машина не нашла поддержки со стороны армии.

В 1930г. на базе шасси Renault UT или TY разрабатывалась САУ под 82-мм орудие. (Рис.20)

 

​Проект 82-мм самоходной пушки на шасси Renault TY - Renault FT на стероидах | Warspot.ru

Рис.20 - Проект 82-мм самоходной пушки на шасси Renault TY.

 

Исходное шасси в этой машине использовалось без изменений, а пушку устанавливали назад по ходу движения, она частично защищалась бронированной надстройкой. Масса самоходной установки оценивается в 12 тонн или 14 тонн. Экипаж САУ составлял 5 человек. При стрельбе водитель должен был находиться вне машины. Предполагалось, что эта самоходная установка будет входить в состав подвижной обороны Линии Мажино. В 1932 году проект был закрыт.

Во второй половине 1920-х в США построили новые легкие танки Cunningham T1Е1 и Cunningham T1Е2. В 1931г. на танковом гусеничном шасси Cunningham построили самоходный миномет Cunningham 4.2" (107mm) Chemical Mortar. (Рис.21)

 

http://www.aviarmor.net/tww2/photo/usa/cunningham_107mm_spg/107mm_spg_t1m.jpg

Рис.21 – Самоходный миномет Cunningham 4.2" (107mm) Chemical Mortar, 1931г.

 

Шасси состояло из 16 опорных катков малого диаметра (по 8 на каждый борт) с амортизацией на пружинных рессорах, 6 поддерживающих роликов, передних направляющих и задних ведущих колёс. Корпус имел прототивопульное бронирование с толщиной бронелистов от 6 до 10 мм.

Из источников следует, что под установку 107-мм миномета была демонтирована башня с вооружением и верхней частью корпуса. Таким образом, следует понимать, что переделке подвергся опытный танк Cunningham T1Е1. Однако известно, что в 1932г. опытный Cunningham T1Е1 позировал в Форт-Беннинге. Значит, либо действительно было построено несколько опытных танков Cunningham T1Е1, либо самоходный миномет строился на базе шасси, которое не использовалось под танк, что представляется более правдоподобным.

На корпусе машины была установлена открытая сверху площадка с откидными бортами. Внутри размещался минометный расчет из двух человек, водитель и боезапас. Надо отметить, что 107-мм минометы использовались американской армией для метания химических зарядов на максимальную дальность около 4 км. Установка миномета производилась в кормовой части корпуса ближе к правому борту, боекомплект размещался рядом, с левой стороны.

Самоходный миномет Cunningham 4.2" (107mm) Chemical Mortar проходил испытания в течение 1931-1932гг., но на вооружение данная САУ не принималась. Недостатки её оказались слишком очевидными, поскольку для выбранного типа шасси миномет имел слишком сильную отдачу, к тому же ходовые качества самоходки оставляли желать лучшего.

     На базе Cunningham T1 разработали транспортеры Cargo Carrier T1E1 – всего было построено 2 опытных экземпляра, один из которых в 1930г. переделали в САУ под новейшую на тот момент американскую 75-мм гаубицу М1, которая получила обозначение T1 HMC. (Рис.22)

 

Рис.22 – На нижнем снимке САУ T1 HMC справа от танка Т1Е1.

 

Пишут, что в СССР о создании машин типа САУ задумались еще в 1924г., предполагая в качестве базы приспособить трактор «Коммунар» (немецкий “Hanomag”), однако никаких практических шагов в этом направлении предпринято не было и вскоре от идеи отказались. Первой настоящей попыткой создания САУ в СССР можно считать разработку САУ на базе шасси танка Т-18.

В ноябре (по другим сведениям, в декабре) 1929 года конструктор научно-исследовательского бюро АНИИ (Артиллерийский научно-исследовательский институт) К.М. Иванов по заказу УММ РККА (в рамках «Основных технических требований по системе вооружения») взялся за разработку САУ на базе Т-18. Список предполагавшихся к разработке вариантов включал САУ с 76,2-мм полковой пушкой для непосредственной поддержки пехоты (сопровождения мотомехчастей) и 45-мм пушкой на роль истребителя танков и две ЗСУ. К моменту начала работ 45-мм пушка еще не была разработана и работы по проектированию САУ сфокусировались на варианте с 76-мм пушкой – название СУ-18.

СУ-18 сохраняла конструкцию серийного танка, но вместо башни в передней части корпуса устанавливалась высокая полностью закрытая бронированная рубка по форме напоминающую усеченную пирамиду, которая размещалась над боевым отделением и нависала над лобовой частью машины, опираясь рамой на средний лобовой лист. В неё устанавливалась 76,2-мм полковая пушка образца 1927 года, для уменьшения отката которой имелся щелевой дульный тормоз конструкции П.Н.Сячинтова. Боезапас самоходки составлял 4-6 выстрелов, пулеметное вооружение отсутствовало. (Рис.23)

 

Картинки по запросу САУ Т-18Картинки по запросу САУ Т-18

Картинки по запросу САУ Т-18http://karopka.ru/upload/resize_cache/iblock/81b/900_600_1/photo_2_1421221942.jpg

http://karopka.ru/upload/resize_cache/iblock/049/900_600_1/photo_7_1421221942.jpg

Рис.23 – Чертежи и модель САУ Т-18.

 

Малый комплект возимых боеприпасов вынуждал проектировать трактор-транспортер («танк снабжения»), предназначавшийся для снабжения СУ-18 в боевых условиях. Данный транспортер также выполнялся на базе Т-18. Транспортёр не имел башни и надгусеничных ниш корпуса, топливные баки из которых были перенесены в боевое отделение. Вместо этого, на надгусеничных полках в подбашенной коробке размещался контейнер (бронеящик) из 5-7-мм брони, внутри которого на 10 лотках могли перевозиться до 50-ти 76,2-мм выстрелов, или в 16-ти лотках 169 (или 192) снарядов для 37-мм или 45-мм орудий. Вместо снарядных лотков можно было перевозить эквивалентное по массе количество цинковых патронных ящиков. Экипаж транспортера состоял из одного водителя.

Предполагалось, что транспортер будет обеспечивать на позициях батарею СУ-18 (4 шт.) – т.е. для СУ-18 предусматривалась тактика артиллерийского орудия, привязанного к источнику снабжения, что подразумевало возможность боевого применения с позиций, а не в порядках войск на поле боя. Поэтому несмотря на то, что СУ-18 конструктивно соответствовала французскому танку огневой поддержки FT-17BS, СУ-18 не являлась танком, это именно САУ.

Рассмотрение и защита проектов состоялось в феврале 1930 года. Предложенные варианты самоходных орудий понравились военным. Хотя уже на проектной стадии было очевидно, что добиться удовлетворительного размещения 76-мм орудия с расчетом на базе Т-18 без её капитальной переделки невозможно. 11 июня был назначен срок реализации СУ-18 в металле, при этом поставка опытного изделия назначалась к 10 октября 1930г. Все же позже решение по СУ-18 было отменено - от дальнейших работ по превращению Т-18 в самоходное орудие отказались. Проект транспортера получил одобрение, но построен в виде прототипа так и не был.

В середине 1930-х гг. японцы на базе своего первого серийного танка Тип 89 разрабатывали проект самоходной артиллерийской установки, но довести его до реализации в металле не удалось.

Встречается информация, что итальянцы на некой «изменой» базе FIAT 3000 проектировали САУ, одну с 75-мм орудием, а другую со 105-мм орудием 105mm L/34, либо 105/28 – видимо, по аналогии с французскими проектами САУ на базе Renault FT. (Рис.24)

 

D1FJu8U.jpg?1 

CAbWDQv.jpg?1

Рис.24 – Вверху - проект САУ со 75-мм орудием, внизу – со 105-мм.

 

Автор не ручается за достоверность информации относительно итальянских проектов 75-мм и 105-мм САУ на базе FIAT 3000.

    В Японии в середине 1930-х на базе танка Тип 89 разрабатывался проект самоходной артиллерийской установки, но довести его до реализации в металле не удалось.

⃰ СЗУ.

СЗУ на базе танков Зеленого Этапа проектировались в СССР и Британии.

С появлением танка Т-18, в конце 1929г., в СССР задумались о разработке на этом шасси самоходных зениток – одной с 7,62-мм пулеметной установкой и другой со спаренной 37-мм автоматической пушкой. Однако реально проекты проработаны не были.

     В 1929г. в Британии появился тип перспективного легкого танка Vickers Мk E. В 1930г. на этой базе появился артиллерийский тягач Medium Artillery Tractor. В 1933г. на базе Vickers Artillery Tractor для сиамской армии начали проектировать самоходную зенитную установку Vickers AA 40mm (Рис.25).

 

Рис.25 – СЗУ Vickers AA 40mm.

 

Чаще пишут, что базой для СЗУ выступил артиллерийский тягач Dragon Medium Mk.IV, однако прототип этой модификации появился только в 1934г., поэтому, скорее всего, и зенитка Vickers AA 40mm, и тягач Dragon Medium Mk.IV проектировались параллельно. Ходовая часть ЗСУ и Dragon Medium Mk.IV были одинаковыми. С каждого борта устанавливалось по четыре тележки с двумя опорными катками, которые монтировались попарно в общий блок с подвеской на четверть-эллиптических рессорах. Верхняя гусеничная ветвь поддерживалась четырьмя роликами. Ведущие колеса размещались спереди, направляющие – сзади.

Корпус самоходки, преимущественно клепаной конструкции, можно было условно разделить на две части. Нижняя целиком заимствовалась от тягача, а вот надстройка была спроектирована заново. Передняя часть корпуса теперь собралась из четырех катаных бронелистов, причем два верхних имели сравнительно большой угол наклона. В то же время бортовые и кормовой бронелисты были вертикальными.

Точные данные о бронировании отсутствуют. Можно предположить, что броня надстройки имела толщину порядка 9 мм, а нижняя часть корпуса и днище – по 5 мм. Для того времени этого было более чем достаточно - с дистанции 100-200 метров и более броня такой толщины свободно выдерживала попадания пуль пехотного калибра.

Вооружалась самоходка одной 40-мм автоматической зенитной пушкой Vickers, прозванной “pom-pom”. Такие орудия хорошо зарекомендовали себя ещё в Первую мировую войну и десять лет спустя прошли небольшую модернизацию. Модель М1928 тайская военная комиссия посчитала вполне приемлемым вариантом, так как обеспечивала неплохие характеристики огня при небольшой стоимости. Пушка устанавливалась в передней части корпуса по его продольной оси. Боекомплект располагался в специальных ящиках на корме. Экипаж самоходки состоял из 4-х человек, причем место водителя находилось прямо перед орудием. Из-за такой компоновки обзор с его места, обеспечиваемый только небольшим смотровым лючком, был сильно ограничен. Впрочем, для ЗСУ это было не слишком важно.

Согласно контракту, Сиам получил 26 зенитных самоходок Vickers AA 40mm. (Рис.26)

 

http://www.aviarmor.net/tww2/photo/gb/vickers_aa_40mm/vickers_pompom_2.jpg

Рис.26 – СЗУ Vickers AA 40mm в Сиаме.

 

 Прибытие британских машин, несомненно, усилило ПВО Сиама, но на практике их эффективность подтвердить не удалось. В декабре 1940 года тайцы развязали войну против французского Индокитая. Однако противовоздушная оборона Сиама не смогла отличиться. Скорее всего, «виккерсы» задействовали в качестве машин объектовой ПВО.

⃰ Командирские машины.

В конце 1920-х на базе Vickers Medium Mk.II разрабатывали специализированную командирскую машину. Первая из них - Medium II Box Tank (вероятно, она же называлась Medium Mark II* Command Tank или Brigade Command Tank) - появилась в 1928г. или в 1931г. (Рис.27)

 

Рис.27 - Medium II Box Tank, 1928г.

На нижнем снимке с машиной знакомятся, вероятно, французы.

 

     Вместо башни поставили большую бронированную рубку, в которой размещался экипаж, две радиостанции (коротковолновая и длинноволновая) и оборудовалось место для мобильного штаба. Вооружение командирского танка состояло из одного 7,71-мм пулемета, установленного в лобовом листе бронекоробки.

    Как будто, данная машина была получена из ранее радиофицированного танка T.198. Одни авторы пишут, что подобная машина существовала в единственном экземпляре и использовалась сначала командиром одного из танковых батальонов, а затем бригадным командиром. (Рис.28)

 

Рис.28 – Командирский танк вместе с радиофицированными танками Vickers Medium Mk.II поздних модификаций.

 

Другие указывают, что военные заказали еще одну командирскую машину типа Medium II Box Tank. Танк с WD-номером T.236 был изготовлен с нуля с шасси, соответствующим модификации Medium Tank Mk.II*. Упоминается, что именно на этой машине впервые были опробованы массивные кожухи на фары, предназначенные для ночного вождения. Позже предполагалось сдать еще 4 таких танка, с WD-номерами T.349–T.352, но, кажется, этого сделано не было.

Идею специализированных командирских машин, по аналогии с английским Medium II Box Tank, подхватили в Германии. Ближе к 1935г. на базе VK 31 от Krupp была построена так называемая машина для наблюдателей - вместо башни на шасси танка была создана рубка, над которой возвышался прибор для наблюдения за местностью (Рис.29)

 

http://www.aviarmor.net/tww2/photo/germany/leichttraktor/leicht_krupppakl45_1.jpg

Рис.29 – На переднем плане Krupp Leichttraktor в виде машины наблюдателей (командирской машины).

 

⃰ Машины связи.

Помимо специализированных командирских машин в Британии на шасси Dragon Medium Mk.II был также построен единственный образец Dragon Medium Mk.II (Radio) оснащенный в опытном порядке приёмо-передающей радиостанцией с Н-образной антенной. (Рис.30)

 

Рис.30 - Dragon Medium Mk.II (Radio).

 

⃰ Машины снабжения.

В 1921г. в Британии на базе танка Medium DM была разработана, вероятно, последняя специализированная машина снабжения танков, которая, видимо, по замыслу авторов, могла выполнять и эвакуационные функции. (Рис.31)

 

http://www.aviarmor.net/tww2/photo/gb/light_inf_supply_tank/light_supp_1.jpg

Рис.31 – Машина снабжения на базе Mk D, 1921г.

 

Примерные габариты машины: длина – 6714 мм, ширина 2145 мм, высота 2800 мм, масса – около 17 т. В отношении вооружения машины сведений не приводится. Экипаж машины мог состоять из 2-3 чел.

В 1928г. в Германии стартовала программа разработки платформ для сверхлегких и легких машин – Kleintraktor и Leichttraktor. Leichttraktor оказался более приоритетной темой. Помимо танков, на этой базе предполагалось строить легкий тягач (leichte Zugmachine), годный для применения в качестве машины снабжения боеприпасами. (Рис.32)

 

Рис.32 – Гусеничный трактор Versorgungsfahrzeug Leichtetraktor Fahrgestell от фирмы Rheinmetall. 
 

     В 1930г. были построены по одной машине снабжения (или перевозчик снарядов) на базе Leichttraktor от фирм Krupp и Rheinmetall (Рис.33).

 

 

Рис.33 – Машина снабжения на базе Leichttraktor от Rheinmetall.

 

⃰ Тягачи-транспортеры.

     В 1920-е годы определенное развитие получила идея машин, которые могли не только транспортировать артиллерийские орудия (функция артиллерийского тягача), но и экипаж, и всю, необходимую для расчета амуницию и боеприпасы – тема Artillery Dragon.

    В 1923г. на фирме Armstrong-Siddeley Motors/Armstrong Whitworth построили 18 артиллерийских тягачей Dragon Medium Mk.I (Рис.34).

 

Рис.34 – Артиллерийский тягач Dragon Medium Mk.I/ No.1 Dragon, 1923г.

 

     Конструкция шасси Artillery Dragon от Armstrong-Siddeley Motors/Armstrong Whitworth хотя и была близка шасси транспортера Vickers - 18-pdr Transporter, на базе которого развились танки Vickers Medium Mk.I-II, но все же не являлась полностью идентичной.

Спереди, слева от водителя устанавливался карбюраторный 8-цилиндровый двигатель Armstrong-Siddley, мощностью 90 л.с. Трансмиссия включала 4-скоростную КПП и многодисковое сцепление без синхронизаторов. Расчет орудия размещался в кормовой части машины, прямо над укладкой боекомплекта. Ходовая часть тягача применительно на каждый борт состояла: из 11 опорных и 1 натяжного катка, 10 катков были сгруппированы по два в 5 тележек, скорее всего, подрессоренных горизонтальными упругими элементами, как для Vickers Mk.A; 5 поддерживающих роликов; переднего направляющего и заднего ведущего колеса.

Эксплуатация этих машин в британской армии не вызвала у военных большого восторга. Для тягача 90-сильный мотор оказался слабоват и часто перегревался из-за неудачной системы охлаждения (защитный бронекожух часто снимался, не выполняя функции защиты). Маневренность тягача на местности тоже оставляла желать много лучшего. Доработки по машине носили в основном декоративный характер - на нескольких Dragon Medium Mk.I установили новые фары, обустроили более удобные места для орудийного расчета и предусмотрели установку тента над ним. Но всё это были лишь косметические улучшения. (Рис.35)

 

Рис.35 – Вариант транспортера с брезентовой крышей.

 

Armstrong-Siddeley Motors/ Armstrong Whitworth также разработала вариант No.2 Dragon, аналогичный по компоновке с 18-pdr Transporter фирмы Vickers, когда орудие должно было размещаться внутри транспортера, но машина применения в таком виде не нашла. (Рис.36)

 

Рис.36 - No.2 Dragon от Armstrong-Siddeley Motors.

 

     В 1924г. появились артиллерийские тягачи Dragon Medium Mk.II (Рис.37).

 

Рис.37 - Dragon Medium Mk.II, 1924г.

 

Все 28 машин отличались заметно лучшей защитой экипажа по сравнению с Dragon Medium Mk.I, а также более продуманной компоновкой транспортного отсека. Теперь ящики с боекомплектом располагались по бортам и открывались наружу. Расчет орудия или солдаты с полной амуницией размещались на скамейках вдоль бортов в кормовой части. Таким образом, появилась возможность использовать Dragon Medium Mk.II в качестве бронетранспортера. На Mk.II устанавливались двигатели Armstrong-Siddeley V-8 мощностью 90 л.с., что позволяло развивать максимальную скорость до 25 км/ч при движении по шоссе.

В небольшом количестве существовала модификация артиллерийских тягачей Dragon Medium Mk.II* (Рис.38), предназначенная для буксировки орудий среднего калибра.

 

Рис.38 - Dragon Medium Mk.II*.

 

В 1926 году в количестве 12 единиц была построена модификация Dragon Medium Mk.III. Машины этого варианта предназначались для транспортировки 60-фунтовых и 6-дюймовых гаубиц и потому оснащались усиленной подвеской и доработанной трансмиссией. Единственным внешним отличием Mk.III от Mk.II была только форма бортовых бронещитов – впрочем, мало уловимая. (Рис.39)

 

Рис.39 - Dragon Medium Mk.III.

 

 Модификация Mk.IIIA (Рис.40), выпущенная в 1927 году в 10 экземплярах, получила несколько упрощенную переднюю часть корпуса.

 

Рис.40 - Dragon Medium Mk.IIIА.

 

В 1929-1932гг. по заказу Королевской Артиллерии на Royal Ordnance Factory было дополнительно собрано 10 тягачей модификации Mk.IIIB (Рис.41).

 

Рис.41 - Dragon Medium Mk.IIIB.

 

Они отличались более высокой надстройкой корпуса, обновленной подвеской с листовыми рессорами и несколько иной формой отверстий для сброса грязи с верхних ветвей гусениц.

Последней модификацией в ряду «драконов» оказался Mk.IIIC (Рис.41a).

 

Рис.41a - Dragon Medium Mk.IIIС.

 

Конструктивно машина соответствовала Mk.IIIB, но с левой стороны корпуса, под большим углом наклона, устанавливался высокий фронтальный бронещит. Был построен, по меньшей мере, один экземпляр Dragon Medium Mk.IIIC с армейским номером МТ9794.

Использование тягачей-транспортеров серии Dragon Medium продолжалось вплоть до начала Второй мировой войны в Европе. К сентябрю 1939 года практически все «драконы» среднего типа были сняты с эксплуатации и заменены более новыми машинами.

В 1927г. под тягач-транспортер хотели приспособить шасси танка Light Tank А3Е1. Единственный А3Е1 был переоборудован в бронированный транспортер боеприпасов и амуниции – машина получила обозначение В3Е1 (Рис.42).

 

http://www.aviarmor.net/tww2/photo/gb/a3e1/b3e1_1.jpghttp://media.iwm.org.uk/iwm/mediaLib/55/media-55248/large.jpg?action=e&cat=photographs

BRITISH MILITARY VEHICLES 1918-1939

Рис.42 - Бронетранспортер В3Е1, 1927г.

 

 Пулеметные башни и рубка водителя были демонтированы, а на крыше корпуса обустроили транспортную площадку, защищенную бронированными бортами. Внутри можно было перевозить до 6 человек (то есть, полноценный орудийный расчет) вместе с боекомплектом к орудию.

Военным машина понравилась, но до серийного производства дело не дошло – вместо неё были предложены более специализированные варианты, разработанные той же фирмой Vickers, а опытный образец В3Е1 утилизировали.

В 1928г. фирма Vickers на шасси Mk.E начала проектировать артиллерийские тягачи, так появился Medium Artillery Tractor No.1 Armstrong Siddeley Engine – модель с мотором Armstrong SiddeleyPuma”. Сравнительно с танком изменениям подвергся корпус, верхняя часть которого была полностью удалена, а спереди устанавливался лишь невысокий бронещит. На месте боевого отделения был оборудован полуоткрытый отсек для перевозки расчета орудия и амуниции. К кормовой части корпуса крепился буксировочный гак. Прототип с бортовым номером D12 поступил на испытания в 1930 году, но был отвергнут британской армией. В том же 1930-м году была представлена модернизированная модель артиллерийского тягача с двигателем Dorman - Medium Artillery Tractor No.1 Dorman Engine. (Рис.43)

 

http://www.aviarmor.net/tww2/photo/gb/vickers_dragon/dragon_puma_m1930_1.jpg

http://www.aviarmor.net/tww2/photo/gb/vickers_dragon/dragon_dorman_m1930_1.jpg

Рис.43 – Вверху - Medium Artillery Tractor No.1 Armstrong Siddeley Engine, 1930г.

Внизу - Medium Artillery Tractor No.1 Dorman Engine.

 

Машина Medium Artillery Tractor No.1 Dorman Engine отличалась несколько иной кормовой частью корпуса и более высокой коробчатой надстройкой. Помимо этого, был установлен более высокий лобовой бронещит, а место водителя перенесли на левый борт. Эту модель британская армия также не приняла, но предположительно именно этот опытный образец был приобретен в 1932 году немецкой фирмой Siemens-Schuckert.

Medium Artillery Tractor Mk.IV (Рис.44) – новая модель артиллерийского тягача, выпущенная в 1934 году, отличалась значительно переработанной носовой частью корпуса и высокими бортами с дополнительными ящиками для амуниции на надгусеничных полках.

 

http://www.aviarmor.net/tww2/photo/gb/vickers_dragon/dragon4_aec_c1_1.jpg

Рис.44 - Medium Artillery Tractor Mk.IV, 1934г.

 

Кроме того, ненадежный и маломощный двигатель “Puma” был заменен на AEC C1 – силовая установка теперь располагалась ближе к средней части корпуса по его продольной оси, а по бортам находились сидения для артиллерийского расчета. Основным назначением этого тягача была буксировка тяжелых орудий, типа 60-фунтовой (127-мм) пушки. (Рис.45)

 

http://www.aviarmor.net/tww2/photo/gb/vickers_dragon/dragon4_aec_c1_p1.jpg

Рис.45 - Medium Artillery Tractor Mk.IV с тяжелым орудием.

 

Именно третья попытка казалась самой успешной – британская армия согласилась подписать контракт на поставку 12 серийных машин, которые отличались от прототипа немного измененными ящиками для амуниции и доработанной ходовой частью. Официально они имели обозначение Artillery Tractor Dragon, Medium Mk.IV или просто Dragon Medium Mk.IV, хотя иногда встречается название Vickers Armstrong Heavy Tractor, что не совсем корректно. Заказ был выполнен в течение 1935 года. Серийные тягачи Dragon Medium Mk.IV были переданы одному из артиллерийских полков – в конце 1939 года большинство этих машин вместе с British Expeditionary Force попали во Францию, где в мае 1940 года их захватили в качестве трофеев немецкие войска. В 1937 году в Индию было отправлено ещё 18 Dragon Medium Mk.IV. В источниках также утверждается, что по меньшей мере один Dragon Medium Mk.IV был отправлен в Ирак. Тягачи этой модели шли на экспорт - в 1935-м году в Китай доставили партию из 23 машин.

В 1928г. испанские конструкторы, используя задел по легкому танку Trubia, приступили к разработке бронированного артиллерийского тягача Landesa.

В 1928-1929гг. на заводе Trubia под руководством майора артиллерии Виктора Ландеса Доменка и при участии главного инженера предприятия Areces был спроектирован и начал строится бронетрактор “Landesa”, названный в честь своего творца. В основе идеи была задача разработать армейский тягач, но машина могла эксплуатироваться и в мирных целях, например, как сельскохозяйственный трактор. Машина разрабатывалась на базе шасси танка Trubia А. В конструкцию ходовой добавили горизонтальные пружины, для подрессоривания переднего и заднего колес (возможно, была добавлена только одна пружина для переднего колеса), а сами колеса немного приподняли. Двигатель перенесли вперед, а места для водителя и сопровождающего оказались сзади. Первый трактор (как будто, он имел двигатель Mercedes мощностью 60 л.с.) был готов в 1930г. (Рис.46)

 

Рис.46 – На фото один из серийных образцов, видимо, поздней постройки, некоторые считают, что данный образец изготовлен не на Trubia, а на заводе Sociedad Española de Construcción (SECN) Naval в г. Сестао близь Бильбао.

 

Трактор строили Landesa Domenech и Areces с помощью заводских рабочих с завода Trubia, но в мастерской Compania Anónima Basconia в Бильбао. Машину протестировали на холме Мальмасин близь Бильбао. Затем Landesa Domenech и Areces решили доставить свой новый трактор в Трубию с намерением строить его серийно. В конечном счете, разработчики арендовали фабрику Industrial Química de Nalón в Трубии для производства своих тракторов. Здесь произвели машинокомплекты для двух траторов, которые собраны были на предприятии Juliana Constructora Gijonesa S.A. в Хихоне. Как будто, эти две машины получили двигатели SEFA неустановленной мощности. Существует и альтернативное мнение, что второй и третий трактора собирались на заводе Trubia.

Вроде бы, в апреле 1932г. один трактор повезли в Мадрид на испытания. А в октябре 1932 года два трактора Landesa с двигателями SEFA были отправлены в Паленсию (центральный север Испании) для участия в военных маневрах Маниобра-дель-Писуэгра. Это были первые военные маневры новой Второй испанской республики (созданной в апреле 1931 года), они привлекли большое внимание. Трактора были прикреплены к Grupo de Artillería nº1 (Артиллерийская группа № 1) для буксировки 76,5-мм пушек Skoda – в группе имелось 8 таких пушек. Надо сказать, что на маневрах одновременно можно было использовать только один трактор, т.к. имелся только один подготовленный экипаж. Производительность тракторов во время испытаний, несмотря на работу в неблагоприятных условиях (грязь, осадки) была признана удовлетворительной. Однако у обоих тракторов вышли заминки, как пишут: «вызванные поломкой конструкции, связывающей двигатель с кузовом».

Видимо, по результатам испытаний на маневрах, разработчики поняли, что двигатель Mercedes превосходит SEFA. Была дана команда на сборку немецких двигателей в домашних условиях. Некоторые компоненты двигателя было невозможно скопировать, поэтому их заказали в Германии, что привело к обвинению в том, что Trubia занималась выпуском нелицензионной продукции. К счастью для Ландеса Доменека и Ареса, последствий не наступило. Их оправдание состояло в том, что Трубия создала экспериментальную серию двигателей и не собиралась их продавать. Эти новые двигатели будут называться Mercedes-Trubia, их мощность - 60 л.с. Встречается также, что первые три трактора имели двигатели Daimler-Benz L-2000 мощностью 55 л.с. (41 кВт).

Итак, следующий трактор получил новый двигатель Mercedes-Trubia. Этот трактор отправлен в Escuela Central de Tiro (испытательный полигон армии) в Карабанчеле (Мадрид) для проверки его способности к буксировке и преодолению препятствий. Испытания имели большой успех: трактор мог буксировать 15-сантиметровые пушки и 155-мм гаубицы даже по грязи реки Харама. Армия решила разместить заказ на девять тракторов с двигателями Mercedes-Trubia (для оснащения Grupo de Artillería Antiarea № 1 (Зенитная артиллерийская группа № 1), базировавшаяся в Карабанчеле.

После того, как трактора для Grupo de Artillería Antiarea № 1 были готовы, в рекламных целях их решили отправить в Мадрид своим ходом (370 км или 230 миль). За штурвалами машин сидели работники завода Trubia. Машины с легкостью преодолели первые 60 км, затем начался подъем на перевал Пахарес (1378 м). Ведущий трактор, которым управляли Константино Альзуэта и Зенон Солер (испытывавшие трактора с самого их появления) благополучно преодолели перевал, но рекомендовали другим экипажам не повторять этот подвиг, опасаясь, что менее опытные товарищи загубят технику. Предупреждение выглядело весьма реалистично, поэтому трактора погрузили в поезд и довезли до Кольядо-де-Вильяльба, расположенного в 32 км (20 милях) от Мадрида. Колонна вошла в мадрид своим ходом рано утром 12 октября 1935 года. К машинам прицепили орудия Шкода, и процессия приняла участие в военном параде, приуроченном к Фиесте де Ла Раза / Día de la Hispanidad (национальный день Испании, который отмечается в годовщину прибытия Христофора Колумба в Америку). Затем машины осмотрел военный министр Хосе Мария Хиль-Роблес и Куинонес. Считается, что эти трактора оставались в эксплуатации вплоть до Гражданской войны и использовались на протяжении всей войны республиканскими силами, защищавшими Мадрид и его окрестности, хотя каких-либо доказательств, подтверждающих это утверждение, пока не найдено.

В 1935г. один трактор продемонстрировали комиссии Министерства сельского хозяйства, но контракта не последовало.

    В конце 1935 или начале 1936 года планировалось построить четыре новых трактора с двигателями BOMAG, но только один из них сдадут до Гражданской войны в Испании в июле 1936 года. Два трактора из этой партии в начале 1937г. будут преобразованы в бронетрактора для республиканской Северной армии. Четвертую машину 21 октября 1937 года, после падения республиканкой власти на Севере Испании, по приказу Ландеса Доменека отправили в небольшой город Порриньо (Понтеведра) на северо-западе Испании в качестве сельскохозяйственного трактора.

 Встречаются сведения, что испанские республиканцы в 1936-1937гг. на заводе Sociedad Española de Construcción (SECN) Naval в г. Сестао близь Бильбао организовали, так сказать, контрафактное производство тракторов Landesa (Рис.47), поскольку сам Landesa Domenech примкнул к франкистам.

 

https://imgur.com/rFeq0Jj.jpg

Рис.47 – Строительство тракторов Landesa.

 

     Пишут, что вариант трактора Landesa, изготовленный на SECN имел некоторые отличия – например, на корме, как будто, появилось два дополнительных места для пассажиров. Такой вариант именовался Landesa fabricado por la Constructora Naval. Скорее всего, на SECN было построено 2 экземпляра трактора Landesa.

К теме артиллерийских транспортеров на базе танков Зеленого Этапа обращались и в СССР.

В 1929г. на базе не принятого на вооружения танка Т-16 пытались создать «малый трактор» (согласно терминологии СТТАВ от 1929г.). Непосредственным проектированием занималось ГКБ ГАУ, а изготовление трактора проходило на 2-м заводе ВАТО. По техническому заданию при массе не более 3500 кг трактор должен был развивать тяговое усилие порядка 3 тонн и перевозить 6 человек, однако предъявленный 12 мая 1931 года образец трактора в эти параметры не уложился. (Рис.48)

 

http://aviarmor.net/tww2/photo/ussr/tractor_t18/tr_1p.jpg

http://aviarmor.net/tww2/photo/ussr/tractor_t18/tr_1m.jpg

Рис.48 – «Малый трактор» РККА, 1931г.

 

Масса машины составила 3930 кг (что было на 12% больше нормы), кузов позволял перевозить только 4 человека, а мощности 35-сильного двигателя было явно недостаточно для транспортировки груза требуемой массы. К тому же, при буксировке силовая установка сильно перегревалась, создавая опасность возгорания. Вдобавок, запас горючего оказался весьма мал, что в совокупности со сложностью эксплуатации данной машины заставило закрыть проект «малого трактора» на шасси Т-16.

В 1930г. главным конструкторским бюро ГАУ был разработан проект бронированного трактора на базе Т-18 для перевозки 122-мм или 152-мм гаубиц. В апреле 1931г. был построен его прототип. Бронетрактор отличался от танка открытым сверху корпусом, над которым мог натягиваться тент для защиты от непогоды, а также несколько изменённой ходовой частью. Помимо водителя, трактор мог перевозить в корпусе ещё троих человек. В июне 1931 года трактор прошёл полигонные испытания. Машину нагрузили балластом, масса которого соответствовала массе 152-мм орудия, но тягач не смог сдвинуться с места. Сложность конструкции и ненадежность в эксплуатации поставили окончательный крест на проекте в 1932г.

В 1930-1932гг. в Японии было разработано несколько вариантов артиллерийских гусеничных тягачей. В источниках прямо не указывается, что они проектировались на базе танка Тип 89, но их ходовая часть конструктивно была близка или аналогична ходовой части Тип 89.

Тип 90 И-Ке (Рис.49) выпускался в 1930-1935гг., предназначался для буксировки 100-мм орудия.

 

Рис.49 – Тягач Тип 90 И-Ке.

 

Масса 4,6 т. Длина – 3600 мм, ширина – 1800 мм, высота – 2400 мм. Экипаж 6 чел. Основная часть производственной серии с карбюраторным двигателем мощностью 98 л.с., машины поздней серии с дизельным двигателем. Скорость 23 км/ч. Эксплуатировался, вероятно, до конца Второй мировой войны.

Тип 91 Ни-Ку (Рис.50) выпускался в 1931-1935гг., предназначался для буксировки 150-мм орудия.

 

Рис.50 – Тягач Тип 91 Ни-Ку.

 

Масса 8 тонн. Длина – 4300 мм, ширина – 2000 мм, высота – 2600 мм. Экипаж 7 чел. На данные машины устанавливались как карбюраторные двигатели, так и дизельные. Эксплуатировался, вероятно, до конца Второй мировой войны.

Тип 92 (Рис.51) выпускался в 1932-1936гг., всего произведено 1657 машин, предназначался для буксировки 150-мм орудия.

 

Рис.51 – Тягач Тип 92.

 

Масса 8-9,3 т. Длина – 4300 мм, ширина – 2000 мм, высота – 2600 мм. Экипаж 7 чел. Производился с моторами двух типов: с 6-цилиндровым карбюраторным двигателем мощностью 130 л.с. (Model 92-A) и с 6-цилиндровым дизельным двигателем 120 л.с. (Model 92-B). Скорость 20 км/ч. Эксплуатировался, вероятно, до конца Второй мировой войны.

⃰ Инженерные машины.

В Британии помимо тягачей и транспортеров на основе Dragon Mk.I в 1923 году был разработан проект мостоукладчика. С такой инициативой выступил майор Бейтмен (H.H.Bateman), служивший в Royal Engineers Experimental Bridging Establishment в Крайстчерче, графство Хэмпшир. Согласно его предложению, передвижной мост длиной 30 футов (9,14 м) устанавливался на роликах, крепившихся на настройке корпуса. Мост выдвигался вперед по двум стальным направляющим вперед с максимальным промежутком 28 дюймов (72 см) шириной. Построенный в том же году мостоукладчик остался в единственном экземпляре – военные посчитали неприемлемым работу его экипажа снаружи при выдвижении моста.  (Рис.52)

 

http://www.aviarmor.net/tww2/photo/gb/dragon_medium/dragon_medium_mk1bridge_1.jpg

Рис.52 – Мостоукладчик на шасси Dragon Mk.I и способ наведения с него переправы.

 

Вскоре был разработан автоматизированный вариант, на практике он построен не был.

На базе серийного Mk.II была предпринята попытка сделать танк-мостоукладчик. Эта экспериментальная модификация была названа Medium II Bridgecarrier (также встречается название 18 Foot Bridge Carrier). С танка демонтировалась башня и вооружение, а вместо него устанавливалась мостовая конструкция Bateman Assault Bridge. Впрочем, судя по имеющимся фотографиям, в течение 1927-1928гг. также испытывались другие типы мостов. (Рис.53)

 

​Экспериментальная установка сбрасываемого моста, 1926 год - Межвоенный долгожитель | Warspot.ru

Рис.53 – Обычно указывают, что на фото - Medium II Bridgecarrier, однако, это не соответствует описанию: «с танка демонтировалась башня и вооружение, а вместо него устанавливалась мостовая конструкция».

 

Точное количество переоборудованных танков не установлено.

В начале 1930-х в СССР на базе Т-18 был разработан первый проект инженерной машины - самоходного моста. Проект, обозначавшийся как «штурмовой сапёрный танк», предусматривал установку на лишённый башни танк выдвижного деревянного двухколейного моста, обеспечивавшего переправу через реки или рвы шириной до 4 метров автомобилей, танкеток и малых танков. Кроме этого, машина оснащалась буром для бурения шурфов и механической пилой по дереву. Штурмовой сапёрный танк на базе Т-18 не вышел за стадию проекта.

Большую линейку инженерных машин разработали японцы на базе своего первого серийного танка Тип 89.

В 1931г. военным был представлен первый прототип специальной инженерной машины Soukou Sagyou (SS). Конструкция шасси имела сходство с танком Тип 89, однако для SS использовались только отдельные элементы от серийных машин. Так, применительно на один борт, ходовая часть состояла из четырех двухкатковых тележек, соединенных попарно в два блока с амортизацией на листовых рессорах. Направляющие колеса находились спереди, ведущие колеса зубового зацепления – сзади. Верхнюю ветвь гусеницы поддерживали по два верхних ролика с каждого борта. Гусеница мелкозвенчатая, одногребневая, состояла из стальных траков.

В конструкцию корпуса было внесено несколько изменений - передний одностворчатый люк был заменен на двухстворчатый, а шаровую установку под пулемет переместили ближе к центру верхнего лобового элемента, в нишах корпуса предусмотрели установку огнеметов. Соответственно, отсутствовала башня, вместо которой на крыше боевого отделения установили небольшую командирский купол со смотровым прибором. К передней части крепился двухсекционный плужный трал. На корме устанавливались лебедочные механизмы с забором мощности от двигателя и буксирные приспособления.

Поскольку машины SS не предполагалось использовать в прямых боевых столкновениях, толщину бронирования решили немного уменьшить. Теперь толщина крыши и днища составляла по 6 мм, борта корпуса – по 13 мм, правда, пишут, что толщина брони лобового элемента корпуса составляла 25 мм. В качестве основы для силовой установки использовался дизельный двигатель Mitsubishi мощностью 145 л.с. при 1800 об/мин.

Экипаж 5 чел.

В целом, прототип получился громоздким, а из всех функций наиболее эффективными оказались только чисто инженерные. Впрочем, усиленный состав вооружения, доведённый до 2-3 огнеметов и одного пулемета, был достаточно грозным. Через некоторое время Армия подписала контракт на поставку небольшой партии машин под обозначением SS-Ki (Рис.54), которые стали поступать в войска с 1935г.

 

http://www.aviarmor.net/tww2/photo/japan/ss/ss_ki_1.jpg

http://www.aviarmor.net/tww2/photo/japan/ss/ss_ki_2.jpg

http://www.aviarmor.net/tww2/photo/japan/ss/ss_ki_3.jpg

Рис.54 – Инженерная машина SS-Ki.

 

Первые четыре SS поступили в распоряжение 1-й смешанной танковой бригады и были отправлены в Китай. В битве под Пекином 28 июля 1937г. эти машины использовали в качестве огнеметных танков, но в дальнейшем SS в открытых боях не участвовали, а служили только для инженерных целей. Позднее их отправили на советско-маньчжурскую границу в составе инженерного полка. Поскольку применение SS признали, в целом, успешным, армия выразила заинтересованность в приобретении более крупной партии инженерных машин. В течение 1931-1943гг. (включительно) было выпущено 119 машин (по другим данным – 98) в шести основных модификациях:

SS-Ki - основная модификация инженерной бронемашины;

SS Kou Gata - инженерная бронемашина с модифицированной ходовой частью: введено четыре поддерживающих катка с каждого борта (Рис.55);

SS Otsu Gata - бронированный мостоукладчик с модифицированной ходовой частью: введены новые направляющие и ведущие колёса, по три поддерживающих ролика с каждого борта (Рис.56);

SS Hei Gata - бронированный траншеекопатель с ходовой частью от Otsu Gata и навесными бронеэкранами (Рис.57);

SS Tei Gata - инженерная бронемашина с ходовой частью от Otsu Gata (Рис.58);

SS Bo Gata- бронированный мостоукладчик на основе базовой модификации, последний вариант (Рис.59).

 

http://www.aviarmor.net/tww2/photo/japan/ss/ss_ki_gata_1.jpg

Рис.55 - SS Kou Gata.

 

 

Рис.56 - SS Otsu Gata.

 

http://www.aviarmor.net/tww2/photo/japan/ss/ss_ki_heigata_1.jpg

Рис.57 - SS Hei Gata.

 

Рис.58 - SS Tei Gata.

 

http://www.aviarmor.net/tww2/photo/japan/ss/ss_ki_bogata_d1.jpg

Рис.59 - SS Bo Gata.

 

Последние сведения об инженерных машинах SS относятся к лету 1945г., когда 8 из них были захвачены американцами после освобождения Филиппин.

⃰ Машина дымозавесчик.

В 1926г. поляки, возможно, на базе отечественной реплики танка «Рено» начали проектировать и построили в 1927г. или 1928г. машину – дымозавесчик (Czolg dymotworczy) (Рис.60).

 

Рис.60 – Дымозавесчик на шасси Renault FT, 1928г.

 

Для создания дымозавесчика была удалена башня и установлено оборудование для дымовой завесы. Скорее всего, этот агрегат годился и для распыления отравляющих веществ, поэтому этот тип можно отнести к «химическим танкам».

 

Издательский центр «ОСТРОВ»
выпускает литературу по истории Карельского перешейка и Кронштадта.
В серии монографий по фортам крепости Кронштадт готовится к печати книга В.Ф. Ткаченко Форт «Обручев» брат «Тотлебена».
В ближайших планах шестая книга серии «Карельский перешеек. Страницы истории».
Наш адрес: zitadel@bk.ru