Основные сведения на начало Этапа © Смирнов А.Г., 2016г.
В самом конце 1915г. в Британии был создан прототип первого от Сотворения боевого танка. (Рис.1)
Рис.1 - Британский тяжелый по массе пехотный танк Big Willie/Mother.
15 сентября 1916г. британские ромбовидные танки вышли на поле боя. (Рис.2)
Рис.2 - Танк выходит на поле боя, сентябрь 1916г.
К концу Первой мировой войны крупносерийное производство танков было налажено в Британии, Франции. Малой серией танки выпускались в Германии. Единичные образцы танковой техники строились в России, Италии, США, Мексике. К 1919г. вплотную к крупносерийному производству танков подошли в США и Германии - в США крупносерийное производство было начато в 1919г., а в Германии, по известным причинам, танкостроение к 1920г. было прекращено.
Всего за предыдущий - Синий Этап 1874-1919/20гг. было построено 8222/8172 танков, плюс условно произведено (путем восстановления, переделки - конверсия) 41/21 танк. (Табл.1)
Таблица 1 – Количественная оценка произведенных за Синий Этап танков.
UK |
Fr |
Ru |
It |
G |
US |
Mex |
2774/2723 шт. + 1 шт. конверсия |
4413 шт. |
6/7 шт. |
6 шт. |
46 шт. + 40/20 шт. условно произведенных (восстановленные английские ромбы) |
976 шт. |
1 шт. |
Примечание: общее количество построенных танков приводится без экспериментальных машин, которые строились на базе уже готовых танков.
В 1916-1918гг. применить танки на поле боя смогли британцы, французы, немцы и американцы. Наибольший опыт в части тактики применения танков в годы Первой мировой выработали британцы и французы.
Опыт применения масс танков на боле боя подтвердил, что танки являются отличным средством прорыва оборонительных полос противника, но довольно быстро выявились и недостатки. Главное - уязвимость машин от артогня. Более того, использование танков без поддержки пехоты и артиллерии также резко снижало эффективность нового оружия, приводило к большим потерям. Кроме того, военные требовали таких типов танков, которые могли не только способствовать прорыву обороны противника, но и успешно действовать на оперативном просторе.
Германия извлекла определенные выводы в отношении противотанковой обороны. Проведение встречных танковых боев открыло, что танк также может выступать средством истребления танков и органично вписывается в систему ПТО.
К концу войны перед танкостроителями в повестку были внесены следующие задачи:
- создание относительно легких, но быстроходных, с большим запасом хода машин для сопровождения кавалерии для действий на коммуникациях противника в тактическом тылу;
- создание танков с противоснарядной броней для прорыва укрепленных полос, насыщенных артиллерией.
И, разумеется, остро стояли вопросы надежности, обитаемости, управляемости и ремонтопригодности танков.
Практические работы в этих направлениях в конце войны развернулись в Британии и во Франции.
Британцы принялись разрабатывать тип «среднего» танка – имевшего хорошую проходимость по полю боя, относительно скоростного, с достаточным запасом хода, способного вплавь преодолевать водные преграды (реки, озера), но имевшего противопульную броню и пулеметное вооружение.
Французы сосредоточились на типе «боевого» («батального») танка, в котором хорошая подвижность, проходимость могли сочетаться с противоснарядным бронированием и мощным пушечно-пулеметным вооружением.
Окончание Первой мировой войны вызвало, с одной стороны, сокращение количества танков, а с другой – расползание танков по разным странам, которые не имели собственного танкостроения.
Самое крупное сокращение танковых войск в 1919-1920гг. произошло в Британии. К декабрю 1918г. в составе британского Танкового Корпуса имелось 26 танковых батальонов – около 1092 боеготовых танков и 20000 чел. личного состава. В 1920г. ТК состоял из 4 танковых батальонов (встречается также, что из 5-ти батальонов), на вооружении которых находилось 45-50 средних танков Mk C, 45 средних танков Mk B и примерно 197 тяжелых ромбов Mk V и Mk V ⃰. На складах в законсервированном состоянии хранилось значительное количество, возможно, около 500-600 танков Mk V ⃰, 100-150 танков Mk V, 57 машин Mk B, некоторое число танков Mk IV «самец».
Британцы строили послевоенные вооруженные силы, исходя из представлений о достаточности защиты их империи, где основную роль могли выполнить колониальные войска. Если все же в континентальной Европе разразится крупномасштабная война, то британцы планировали ограничиться малочисленной, но высокоманевренной армией, обладающей большой ударной и наступательной мощью. Речь шла о создании полностью моторизованной и механизированной группировки, которая могла бы передвигаться с большой скоростью и наносить эффективные удары. Такая армия отлично демонстрировала бы высокий уровень промышленного развития Великобритании. В этой новой армии танковые силы играли существенную, если не ключевую, роль и именно поэтому после войны было уделено внимание их развитию.
В 1919-1920гг. танков полностью лишилась Германия (согласно условиям ВМД). Стране также запрещалось проектировать и строить танки, противотанковые орудия.
В 1920г. прекратили свою борьбу русские армии Белого движения – последние осколки Российской империи, следовательно, тема танков РИ пресеклась.
В начале 1920-х произошло увеличение количества танков в США и Италии - за счет танковых программ, стартовавших еще во время войны.
В США в 1920г. насчитывалось 1035 танков – 900 легких танков Six-ton Tank M1917, 100 тяжелых танков Mk VIII Liberty, около 20 английских ромбов Mk V и Mk V ⃰ и 15 сверхлегких танков Ford 3-Ton.
Италия имела 8 танков – 4 тяжелых FIAT 2000, 2 легких французских танка Renault FT-18 и 2 средних французских танка СА.1. Активно разрабатывались легкие машины собственной разработки FIAT 3000.
Не спешила с сокращением своих многочисленных танковых войск Франция. К концу войны французы эксплуатировали в боевых целях 2697 шт. легких танков Renault FT-18. В 1920г. в строю французской армии могло находиться около 2616 шт. легких танков – примерно 2000 шт. пулеметных Renault FT-18, 577 шт. пушечных Renault FT-18 и 39 шт. Renault BS. На вооружении французов имелось также 77 британских ромбов Mk V ⃰. Плюс, на складах находилось не менее десятка средних танков СА.1. В 1922г. в строй вступили 10 отечественных тяжелых танков FCM 2C.
Французы в 1918 году были избавлены от непосредственной угрозы со стороны их восточных соседей, однако сохраняли высокую численность вооружений, в которой видели потенциальное средство насильственного проведения своей политической линии среди беззащитных бывших врагов. С другой стороны, простая консервация значительного количества танков Первой мировой, при отсутствии зримого противника, обещала постепенную деградацию танкостроения. Некоторое развитие во Франции в начале 1920-х перспективных типов носило инерционный, почти что академический характер.
К 1920г. не изменилось количество танков в Мексике, в эксплуатации находилась машина собственного изготовления по типу британских ромбов - “Tanque Salinas”.
В 1918-1920гг. танки британского и французского производства появились в некоторых странах, не имевших собственного танкостроения.
РСФСР. Советским в 1919-1920г. в качестве трофеев перепало 77 британских танков (59 Mk V, 17 Mk A Whippet, 1 Mk B) и до 15-ти французских танков Renault FT-18. Машины находились в разном техническом состоянии. К концу осени 1920г. в строй было введено до 20 танков (17 Mk V и 3 Mk A Whippet).
Польша. В 1919г. на территорию Польши прибыл, сформированный во Франции 1er Regiment des Chars Blindes Polonais. Полк имел на вооружении 120 танков – 72 пушечных Renault FT-18 и 48 пулеметных Renault FT-18. С учетом безвозвратных потерь (захвачены РККА), к осени 1920г. поляки могли располагать 110 танками Renault FT-18.
Испания. В июне 1919г. в Испанию был доставлен один пулеметный танк Renault FT-18.
Япония. Первым танком, прибывшим в Японию, оказался английский ромб Mk IV, – произошло это событие 24-го октября 1918 года. В 1919г. или в 1920г. в Японию прибыли 4 или 6 английских танков Whippet Mk A. Возможно, в 1919г. или в 1920г. из Владивостока в Японию перевезли 10 танков Renault FT-18, которые первоначально предназначались для русской армии адмирала Колчака.
Бельгия в 1919г. по разным сведениям закупила 54 или 75 штук Renault FT.
Румыния. Летом 1919г. на территории Румынии оказались три французские танковые роты, из которых 1 августа 1919г. был сформирован 1 румынский танковый полк. По подсчетам автора на вооружении полка могло находиться 70-74 танка Renault FT.
Финляндия в 1919г. закупила 32 танка Renault FT.
Ирландия. В ходе боевых действий в 1919г. ирландская армия захватила у британцев один танк Mk V.
Латвия. В конце осени 1919г. после разгрома русской армии Юденича британцы передали латышам 2 танка Mk V и 2 танка Mk В.
Эстония. В конце осени 1919г. после разгрома русской армии Юденича британцы передали Эстонии 4 танка Mk V.
В начале 1920-х имел место детективный эпизод продажи 14 немецких легких танков LK-II mod.1919 в Венгрию. В начале 1919г. на одном из заводов Круппа тайно собрали 14 машин LK-II mod.1919, в 1920г. их тайно доставили в Венгрию (Трианонским мирным договором ей, как и Германии, было запрещено иметь танки). Контрольная комиссия Антанты узнала об этом, но обнаружить тайник не смогла. Венгры разобрали машины на части и спрятали их. Пять штук этих машин, возможно, были введены в эксплуатацию в 1928г.
Таблица 2 – Количественная оценка танков по странам-операторам по состоянию на 1920г.
страна |
Танков всего |
В строю |
На хранении |
Британия |
ок. 1037 шт. |
292 шт.: 45 шт. Mk В 45-50 шт. МK С 197 шт. Mk V и Mk V ⃰ |
745 шт.: 57 шт. Mk В ок. 550 шт. Mk V ⃰ 100-150 шт. Mk V ? шт. Mk IV |
Франция |
ок. 2703 шт. |
2652 шт.: 2577 шт. Renault FT-18 39 шт. Renault BS 36 шт. Mk V |
не менее 51 шт.: не менее 10 шт.СА.1 41 шт. Mk V |
Италия |
8 шт. |
8 шт.: 4 шт. FIAT 2000 2 шт. Renault FT-18 2 шт. СА.1 |
|
США |
1035 шт. |
|
1035 шт.: 900 шт. Six-ton Tank M1917 100 шт. Mk VIII Liberty 20 шт. Mk V и Mk V ⃰ 15 шт. Ford 3-Ton |
Мексика |
1 шт. |
|
1 шт. “Tanque Salinas” |
РСФСР |
92 шт. |
20 шт.: 17 шт. Mk V 3 шт. Mk A Whippet |
72 шт.: 41 шт. Mk V° 1 шт. Mk B 14 шт. Mk A Whippet 15 шт. Renault FT-18 1 шт. «Рено» советской постройки°° |
Польша |
110 шт. |
110 шт. Renault FT-18 |
|
Испания |
1 шт. |
|
1 шт. Renault FT-18 |
Япония |
17 шт. |
|
17 шт.: 1 Mk IV 6 Mk A Whippet 10 Renault FT-18 |
Венгрия |
14 шт. |
|
14 шт. LK-II mod.1919 |
Бельгия |
54/75 шт. |
54/75 шт. Renault FT-18 |
|
Румыния |
70-74 шт. |
70-74 шт. Renault FT-18 |
|
Финляндия |
32 шт. |
32 шт. Renault FT-18 |
|
Ирландия |
1 шт. |
1 шт. Mk V |
|
Латвия |
4 шт. |
4 шт.: 2 шт. Mk V 2 шт. Mk B |
|
Эстония |
4 шт. |
4 шт. Mk V |
|
° В 1921г. поступит еще один Mk V.
°° Поступил на испытания.