Итальянское танкостроение

Танки Италии Italian tanks Carri armati italiani

1919 – 1929

 

Этап открывается информацией о принятии в 1919г. решения о строительстве собственного легкого танка типа Renault FT и заканчивается до начала модернизации танковых войск в 1929г.

 

© Смирнов А.Г., 2016г.

 

Характеристика Этапа 1919-1929гг.

Ключевая фраза: легкие танки FIAT

Этап характеризуется серийным строительством легких танков FIAT 3000.

 

Единицы учета (проекты и машины, отнесенные к категории «танки») Этапа 1919-1929гг.

Сквозной №

Инд.№

Название

Тип

Образ

10/1

1.2

Pavesi P4 mod. 1924

Сверхлегкий по массе колесный пехотный танк

11/2

1.3

Pavesi P4 mod. 1925

Легкий по массе колесный пехотный танк

12/3

1.4

Carro Pavesi P4

Легкий по массе колесный истребитель танков

13/4

1.5

Carro Routato Pavesi L140

Легкий по массе колесный пехотный танк

14/5

1.6

Ansaldo modello 1929

Легкий по массе тяжелый колесный танк

15/6

7.1

FIAT 3000A (L5/21)

Легкий по массе пехотный танк

16/7

7.2

Carro Armato Tipo 2 /FIAT 3000 Tipo B

Легкий по массе пехотный танк

 

Календарь событий 1919-1929гг.

1919г.

Решение о производстве собственного типа легкого пехотного танка.

1920г., июнь

Испытания прототипа легкого танка FIAT 3000А.

1921г.

Сформировано первое подразделение из танков FIAT 3000А.

1923г. 23 января

Создана группа танков (Reparto Carri Armati).

1924г.

Испытания первого колесного танка Павези.

1925г.

Проект нового легкого пехотного танка Carro Armato Tipo 2.

1925г.

Испытание колесных танков Павези моделей 1925г.

1926г., 28 августа

Специальным документом за танкистами закреплен «пехотный» статус.

1927г., 1 октября

Объявлено о формировании первого танкового полка (Reggimento Carri Armati) Королевской армии.

1927-1928гг.

Большие маневры итальянской армии.

1929г.

Колесный танк Ansaldo.

 

Директивное развитие

Послевоенное наследство, FIAT 3000, организация танковых частей в середине 1920-х, служба FIAT 3000А в итальянской армии, танки FIAT 3000A за рубежом, проекты на базе FIAT 3000, новый легкий пехотный танк, колесная техника Pavesi, колесный танк Ansaldo.

Заключение                                                                                                                                       31

Технические концепции и Директории Этапа, Резюме, количественная оценка танковой техники за Этап, боевые типы, опытные типы, тактическая классификация боевых и опытных танков, проекты, классификация по массе, классификация по вооружению, оригинальные конструктивные решения, производство, Эпилог.

 

Директивное развитие

 

Послевоенное наследство, FIAT 3000, организация танковых частей в середине 1920-х, служба FIAT 3000А в итальянской армии, танки FIAT 3000A за рубежом, проекты на базе FIAT 3000, новый легкий пехотный танк, колесная техника Pavesi, колесный танк Ansaldo.

 

Послевоенное наследство.

В 1919г. единственная танковая часть итальянской армии - 1° Batteria autonoma carri d'assalto (1-я независимая батарея штурмовых машин, или более точно - повозок) – имела на вооружении два тяжелых танка FIAT 2000, два легких французских танка Renault FT-18, САУ Semovente 105/14 на базе танка Renault FT-18 и два средних французских танка СА.1 – последние использовались в качестве учебных. В феврале 1919г. третий танк FIAT 2000 и один Renault FT-18 были отправлены в Триполитанию, где принимали участие в боевых действиях в 1919-1920гг. - танк FIAT 2000 на родину более не возвращался. Еще один танк FIAT 2000 был отправлен на полигон под Римом, где использовался для различного рода испытаний. Формально вся эта мощь находилась в ведении Королевской артиллерии.

FIAT 3000.

В конце Первой мировой войны итальянские военные специалисты приняли решение сделать ставку на легкие французские танки Renault FT. Вынашивались грандиозные планы по выпуску легких танков Renault FT-17/18 – планировалось производить по 200 машин этого типа начиная с 1 мая 1919 года на предприятиях фирм FIAT, Ansaldo и Breda. Но война кончилась и надобность в таком количестве танков отпала – заказ сократили до 100 машин. В то же время, итальянские инженеры задумали внести ряд изменений в конструкцию французского легкого танка. Итальянцы хотели увеличить боевое отделение и отделение управления, снизить массу машины с семи до шести тонн, увеличить скорость танка, усилить вооружение за счет спарки пулеметов. Так появился план строить собственный вариант легкого танка, получивший название FIAT 3000. К апрелю 1919 года был готов технический проект.

Собственно говоря, базовая конструкция не претерпела глобальных изменений. (Рис.1)

 

Рис.1 – Танк FIAT 3000.

 

Следуя пожеланиям военных, конструкторское бюро FIAT снизило массу танка за счет уменьшения размеров корпуса. Увеличить объём отделения управления удалось, укоротив моторно-трансмиссионное отделение. При этом танк получил более крупный двигатель — FIAT 304 объёмом 6236 см2 и мощностью 50 лошадиных сил. (Рис.2)

 

Рис.2 - Двигатель FIAT 304. FIAT 3000 стал первым в мире серийным танком с поперечным расположением двигателя.

 

Мотор расположили поперечно, для чего пришлось расширить корпус. При этом полная ширина танка оказалась лишь немного большей, чем у Renault FT. Изменилась и башня. Её диаметр был немного больше, чем у башни Renault FT. Благодаря другим углам наклона боковых листов и меньшему скосу в носовой части крыши её внутренний объём увеличился. От литой башни итальянцы отказались, поскольку она получалась тяжелее клёпаной.

Ходовая часть сохранила 8 опорных катков на борт, сблокированных в четыре тележки, количество поддерживающих роликов уменьшилось до 5 и ведущее колесо было большего диаметра. Доработке подверглась балка, на которой крепилась система натяжения гусениц (спиральная пружина) и направляющее колесо. Подвеска осталась балансирная, с листовыми полуэллиптическими рессорами, прикрытыми броневыми листами. Гусеница включала 52 трака и в целом не сильно отличилась от гусеницы FT-17. Правда, на более поздних модификациях, гусеничные траки выполнялись не гладкими, что обеспечивало лучшее сцепление с поверхностью.

Клёпаный корпус итальянского танка собирался из катаных броневых листов от 6 до 16 мм (лоб борт корпуса, башня – 16 мм, крыша, днище – 6 мм), но в отличии от оригинала форма корпуса оригинала FIAT 3000 была более простой. Прежде всего, это коснулось носовой части, получившей спрямлённые бортовые бронелисты, а верхний бронелист выполнялся цельным. Кормовая часть была существенно короче за счет перекомпоновки моторно-трансмиссионного отделения - итальянский 4-цилиндровый двигатель FIAT мощностью 50 л.с. был установлен не вдоль, а поперёк. Кроме того, танк получил упрощенную коробку переключения передач. Запуск двигателя осуществлялся с внешней стороны при помощи рукоятки, хотя командир танка мог запустить его из боевого отделения, используя магнето. Радиатор размещался сверху двигателя, а бензобак вплотную примыкал к кормовому бронелисту.

Выхлопных трубы у танка FIAT 3000 было две (у FT-17 – одна по правому борту), которые выводились на оба борта и были защищены бронированным кожухом. К кормовой части корпуса также крепился домкрат и хвост для преодоления широких траншей и канав. Хвост крепился к корпусу на болтах с гнутой металлической пластиной на её внешней части. Хотя корпус FIAT 3000, по заявлению фирмы-производителя, был выполнен герметичным, в боевом отделении установили насос для удаления воды. На внешней стороне корпуса имелось четыре буксировочных кольца, способных выдерживать нагрузку в 1 тонну.

Электрооборудование и освещение на FIAT 3000 отсутствовало, поэтому в темный период суток экипаж мог полагаться только на собственные силы. Приборы внутренней и внешней связи также не устанавливались из-за тесноты в боевом отделении. Общение между водителем и командиром танка проводилось посредством жестикуляции.

Компоновка боевого отделения никаких изменений не претерпела. (Рис.3)

 

Рис.3 – Внутренняя компоновка FIAT 3000.

 

 Командир танка по-прежнему не только командовал машиной, но также выполнял функции стрелка и заряжающего. От моторно-трансмиссионного отделения боевой отсек отделялся бронированной противопожарной перегородкой. На полу находились ящики для запасных частей и инструментов для очистки оружия.

Вооружение FIAT 3000 предполагалось из двух 6,5-мм пулеметов S.I.A., установленных в 9-гранной башне с верхним наклонным бронелистом и небольшой командирской башенкой грибовидной формы на крыше. Башня имела возможность кругового вращения, а угол вертикального наведения пулеметов составлял от +24° до -17°. В отличии от FT-17 башня итальянского танка имела увеличенные размеры, что делало условия работы экипажа более комфортабельными. В кормовом бронелисте был сделан двустворчатый люк для посадки и эвакуации экипажа. Боезапас из 50 магазинов для пулеметов (2000 патронов) размещался по бортам боевого отделения. Стрельба могла вестись как одновременно из обоих пулеметов, так и раздельно. Наблюдение из танка велось только через смотровые щели, расположенные в передней части корпуса (две в бортовых «скулах» и одна в люке механика-водителя) и в командирской башенке. Наведение осуществлялось при помощи оптического коллиматорного прицела, установленного в лобовом бронелисте башни между двумя пулеметами.

В июне 1920г. были проведены испытаниях первого прототипа FIAT 3000 (Рис.4).

 

Рис.4 – Прототип FIAT 3000 на испытаниях.

 

Машина имела массу несколько менее 5900 (вроде бы, 5,5 т) кг, при габаритах: длина - 3750 мм (по корпусу), 4290 мм (с хвостом), ширина – 1670 мм, высота – 2200 мм, клиренс – 280 мм.

Благодаря проведённым доработкам итальянский танк имел отличную для своего времени удельную мощность - 9,09 л.с. на тонну. На испытаниях первый образец на твердом грунте развил максимальную скорость 26 км/ч, а полностью снаряженный танк разгонялся до 20–21 км/ч - скорость FT-17/18 не превышала 8 км/ч. Запас хода FIAT 3000 – 130 км (в некоторых источниках запас хода указывают в 95 км). (Рис.5)

 

Рис.5 – Поскольку запас хода танка FIAT 3000 был невелик на дальние расстояния машину перевозили на специальном трейлере.

 

Представителями итальянской армии, присутствовавшими на полигоне, в ходе испытаний было отмечено, что пулеметное вооружение танка уже не полностью соответствует текущим требованиям и желательно заменить их 37-мм пушкой. Это подразумевало, что FIAT 3000 должен будет бороться не только с пехотой противника, но также с танками и полевыми укреплениями. Однако в 1921г. в серию пошел пулеметный вариант машины под обозначением Carro d'assalto FIAT 3000 mod.21 – то есть «штурмовая машина FIAT 3000 модель 21» или более просто: FIAT 3000A (последнее название наиболее часто встречается в современной литературе). Считается, что всего в течение нескольких лет, предположительно к 1928г., было построено 5 предсерийных и 100 серийных машин FIAT 3000A. Однако из документа продажи танков в СССР от 16 ноября 1927г. можно узнать, что в СССР были проданы машины с заводскими номерами 107, 108, 109. Получается, что могло быть построено не менее 109 танков FIAT 3000A.

 

Рис.6 – Сборка танков на заводе FIAT.

 

Первоначально серийные танки получили спарку 6,5-мм пулеметов S.I.A. (Рис.7)

 

Рис.7 – Серийные FIAT 3000.

 

В процессе эксплуатации выявилось несколько досадных проблем.

Первая проблема была связана с отсутствием средств связи. Вторая проблема – затруднения, возникающие при перезарядке пулеметов. Значительно упростить этот процесс на пулеметах S.I.A. не представлялось возможным, поэтому уже в 1922 году специалисты из Арсенала в Турине предложили установить британские пулеметы Lewis калибра 7,62-мм, но этот проект поддержки не нашел. (Рис.8)

 

Рис.8 - FIAT 3000 с английскими ручными пулемётами Lewis.

 

Лишь в 1937 году (или в 1936г.) пулеметные варианты FIAT 3000A получили спарку авиационных пулеметов FIAT mod.1929, укомплектованными 40-патронными магазинами с общим боезапасом 3440 патронов. Танки этой модификации иногда именуются как Carro d'assalto FIAT 3000 mod.21 IIa serie. (Рис.9)

 

Рис.9 - Carro d'assalto FIAT 3000 mod.21 IIa serie.

 

Из-за характерных защитных кожухов, визуально увеличивавших диаметр дула пулемета, некоторые авторы ошибочно считают их 37-мм пушками. (Рис.10)

 

 

 

Рис.10 – На танке установлена спарка авиационных пулеметов FIAT mod.1929.

 

    В 1925г. начались эксперименты по установке радиостанции на танке FIAT 3000.

    В 1932г., по крайней мере, один танк FIAT 3000 переделали в огнеметную машину. В башне размещался сам огнемёт, а в нишах ходовой части оборудовали баки для огнесмеси общим объёмом 270 литров. (Рис.11)

 

Рис.11 – Слева огнеметный танк.

 

⃰ Организация танковых частей в середине 1920-х.

Первое подразделение, состоящее из танков FIAT 3000, было создано в 1921г. По организации оно напоминало батальон и состояло из трех эскадрилий, но количество машин в них было менее 20. По другим сведениям - отдельная танковая рота (Compagnia Autonoma Carri Armati) была сформирована в 1922г.  23 января 1923 г. была создана группа танков (Reparto Carri Armati), из двух танковых групп по 24 новых FIAT 3000. Первым командиром группы был пехотный полковник Ное Грасси (Noe Grassi). Из других источников следует, что к февралю 1924г. число танков увеличилось до 24, при этом, в Риме было создано два учебных центра для подготовки танкистов. В то время танковых войск в Италии не существовало – танки подчинялись пехоте. Впрочем, будучи формально «пехотным» подразделением, танковая группа находилась в подчинении 13-го артиллерийского полка. Видимо, отчасти поэтому уже в марте 1924г. пехотного полковника Noe Grassi сменил полковник от артиллерии Энрико Малтезе (Enrico Maltese). Считается, что оба полковника внесли определенный вклад в теорию использования итальянских танковых войск. Говорят, с их подачи, в итальянской армии вместо термина «танк» появился термин «вооруженный вагон».

9 июня 1924г. группа сменила место дислокации – новой базой стал Форт Тибуртино (Forte Tiburtino). (Рис.12)

 

Рис.12 - Танки FIAT 3000 на параде.

 

К концу года, по мере возрастания темпа выпуска типа FIAT 3000, количество танков увеличилось до 62.

В марте 1926г. вышел новый закон об организации итальянской армии, видимо, в русле этого документа 28 августа 1926г. Командо Супремо (Commando Supremo, Верховное командование) издает специальный документ, закрепляющий статус танкистов как «пехотинцев». Помимо организационных моментов документом регламентировались правила ношения танкистами, видимо, пехотной униформы.

В то время, вероятно, самым авторитетным танковым экспертом считался командир учебного танкового центра Энрико Мальтезе, полковник артиллерии. Он считал, что танк должен выполнять задачи артиллерии непосредственно на поле боя, когда действие артиллерии становилась неэффективной. Дополнение и иногда замена артиллерийского действия танком в определенной фазе боя становится средством экономии боеприпасов, главным образом, вызывая прорывы в проволочных заграждениях, или устраняя гнезда противника. Мальтезе не исключал полезность применения колесно-гусеничного хода на танках. В отношении бронирования итальянский эксперт считал, что толщина брони танка должна быть не менее 25 мм.   

1 октября 1927г. объявлено о формировании первого танкового полка (Reggimento Carri Armati) Королевской армии. Центром стал Рим – район Тибуртино. (Рис.13, Табл.1)

 

Рис.13 - Ассортимент танков итальянской армии на 1927г: FIAT 2000, Schneider CA1, Renault FT-17/18, FIAT 3000A.

 

Таблица 1 – Вооружение танковых подразделений на 1927г.

FIAT 2000

2 шт.

Schneider CA1

2 шт.

Renault FT-17/18

2 шт.

FIAT 3000A (L5/21)

97 шт.°

° С учетом экспорта.

 

Основу танкового полка составили пять однородных батальонов, укомплектованных танками FIAT 3000 - Battaglione Carri di Rottura (батальоны танков прорыва) – начало формирования с 01.10. 1927г. (Табл.2)

 

Таблица 2 - Battaglione Carri di Rottura.

1-й танковый батальон [I Battaglione Carri]

2-й танковый батальон [II Battaglione Carri]

3-й танковый батальон [III Battaglione Carri]

4-й танковый батальон [IV Battaglione Carri]

5-й танковый батальон [V Battaglione Carri]

 

Командиром полка был назначен полковник Джузеппе Мильо (Giuseppe Miglio). Новыми танкистами становились в основном бывшие кавалеристы, а не представители артиллерии, как в начале 1920-х гг. Это отразилось на форме танкистов - им разрешалось носить кавалерийскую униформу.

    Еще один тяжелый танк FIAT 2000 находился в Триполи (Ливия) в составе «независимой артиллерийской секции», вероятно, в компании одного танка Renault FT.

⃰ Служба FIAT 3000А в итальянской армии.

В 1926г. роту танков FIAT 3000 отправили в Ливию, где проводилось понуждение к миру местных арабских племен. Пишут, что в 1935-1936гг. танки FIAT 3000 использовались в итало-абиссинской войне.

В ходе боевого применения танков FIAT 3000 в колониальных конфликтах вскрылись их технические недостатки. Разумеется, в первую очередь, эффективное применение танков ограничивалось небольшим запасом хода и невысокой скоростью - на горных дорогах машины не могли развивать скорость более 7-10 км/ч.  Выяснилось также, что итальянские танки «слепы» – смотровые щели обеспечивали водителю обзор только вперед, а командиры машин, занятые стрельбой и непосредственно командованием, не всегда могли вести полноценное наблюдение. Малая подвижность и «слепота» танков делала из FIAT 3000 хорошую цель даже без наличия противотанковых средств.  Были зафиксированы случаи, когда туземные воины подбегали к танкам сзади и, вскакивая на моторно-трансмиссионный отсек, камнями сбивали дула пулеметов и закалывали саблями экипаж через смотровые щели. Иногда танки обливали керосином и поджигали.

В 1938г. году обозначение танков сменили на L5/21. (Рис.14)

 

Рис.14 - FIAT 3000A на службе итальянской армии, конец 1920-х – 1930-е.

 

К началу 1939г. на вооружении числилось 90 пулеметных танков FIAT 3000 (ссылаются на данные, приведенные в книге С.Л. Федосеева «Все танки Первой мировой. Самая полная энциклопедия» М., «Яуза», «Эксмо», 2013. Стр.327-330). С декабря 1939г. машины этого типа начали отводить во «вторую линию» - т.е. выводить из состава танковых полков.

По состоянию на июнь 1940г. общее количество танков FIAT 3000 всех вариантов оценивается в 90 или 92 экземпляра. 10 машин (три отделения по 3 танка и 1 командирский) было передано пограничникам в состав 5a Compagnia Carriste di Frontiera de la GAF. С зимы 1940 года началось наращивание войск у границ с потенциальными странами-противниками, в связи с чем 2-е и 4-е отделения (которые входили в состав II° и IV° Corpi dArmata) расположили вдоль границы с Францией, 5-е отделение (XV° CdA) перебросили на итало-югославскую границу, 1-е отделение (XXXV° CdA) находилось в Албании, а 3-е отделение на островах в Эгейском море.

Почти всю Вторую мировую войну машины этого типа находились в тылу. Однако в июле 1943г. танки FIAT 3000 задействовали для обороны Сицилии. К этому времени танки FIAT 3000 находились в распоряжении двух отделений по 9 машин в каждом, однако их техническое состояние было настолько плохим, что их с трудом можно было использовать даже для обучения экипажей. Точные данные об их боевом применении отсутствуют. Чаще всего указывается, что танки были зарыты в землю и использовались в качестве бронированных огневых точек. По крайней мере, несколько таких БОТов было обнаружено союзными войсками после захвата Сицилии. Также есть сведения, что танки FIAT 3000 привлекались к обороне аэродромов на Сицилии. (Рис.15)

 

Рис.15 – FIAT 3000А на охране одного из аэродромов на Сицилии. Июль 1943г.

 

⃰ Танки FIAT 3000A за рубежом.

     25 мая 1924г. в Аргентине, в Буэнос-Айресе в честь революции 1810 года прошел парад, в его составе принял участие, как пишут, итальянский военный отряд (- или испанский?), в колоне отряда двигался итальянский танк FIAT 3000A. (Рис.?)

 

Рис.? – Итальянский танк FIAT 3000A на улицах Буэнос-Айреса, 25 мая 1924г.

 

     Как замечают исследователи: «Существует вероятность, что этот танк затем был оставлен в Аргентине в надежде продать больше экземпляров, хотя конкретных доказательств этого или того, что визит имел коммерческую цель, нет». Получается, итальянцы привезли свой танк через Атлантику только для того, чтобы пустить пыль в глаза изумленным жителям Аргентины.

В конце 1924г. один танк FIAT 3000A для тестирования приобрели испанцы (доставлен в Испанию в январе 1925г.). В качестве рабочей версии допущу, что танк, показанный в Аргентине - это машина купленная испанцами.

В 1925 году танк модификации FIAT 3000A был в качестве подарка предложен королю Абиссинии. По другим сведениям, танк подарили в 1927г. В 1930г. абиссинская армия приобрела еще 3 таких машины (правда, возможно, что прибывшие в 1930г. были уже танками модификации FIAT 3000В). (Рис.16)

 

Рис.16 – Абиссинский Фиат.

 

 Известно, что вместе с танками прибыли итальянские техники и инструкторы. В декабре 1934 года абиссинские танки FIAT 3000 использовались во время пограничного конфликта с итальянцами в Огадене. Об использовании этих танков в ходе войны с Италией сведений найти не удалось. По последним данным, все четыре танка находились в столице Абиссинии - г.Аддис-Абеба - где они были захвачены итальянцами. (Рис.17)

 

Рис.17 – Фиаты на улицах Аддис-Абебы, 1936г.

 

Похоже, что в 1926г. один танк FIAT 3000A был предоставлен Греции для испытаний, но заказов на него не последовало.

В 1926г. во время демонстрации в Турине, этим танком заинтересовалась делегация Дании. Сравнительно с FT-17 итальянская машина обладала более высокими скоростными характеристиками при тех же затратах на производство. В итоге танк (Рис.18) был приобретен за 30500 крон и в течение 1927-1932гг. активно использовался для отработки совместных действий с пехотой.

 

Рис.18 – Датский FIAT 3000.

 

    В 1932г. датский FIAT 3000 закончил свою карьеру как мишень на полигоне.

    Самую крупную партию FIAT 3000A приобрела Латвия. Заказ на поставку 6 танков был оформлен в 1926г., и в сентябре 1927г. они прибыли в Ригу. Четыре танка были вооружены немецкими пулеметами MG.08 в шаровой установке, а на двух машинах латыши установили 37-мм пушками SA 18 с танков Renault FT – возможно, что и пулеметы MG.08 были установлены в Латвии, следовательно, танки FIAT 3000A могли поступать в Латвию без вооружения. (Рис.19)

 

   

Рис.19 – Латышские Фиаты, 1928г.

 

 Эти машины составили одну из танковых рот, дослужив до аннексии этой страны СССР и в 1940 году были включены в состав 12-й механизированного корпуса РККА, но в мае 1941 года их сдали на металлолом.

14-15 ноября 1927г. сотрудники завода FIAT передали советской стороне три танка FIAT 3000A. (Рис.20)

 

Рис.20 - Акт на передачу трёх FIAT 3000 для СССР, ноябрь 1927 года.

 

Машины имели серийные номера 107, 108 и 109. Следует подчеркнуть, что машины прибыли в СССР без вооружения.

Несмотря на позицию Муссолини, итальянская оборонная промышленность в двадцатые годы стремилась активно сотрудничать с СССР. Ещё в 1924 году итальянская сторона предлагала закупить партию из 10 танков FIAT 3000. Тогда сделка не состоялась. Но в конце июля 1926г. итальянцы вновь вступают в отношения с советскими - формируется коммерческое предложение - приобрести три танка FIAT 3000А, стоимостью 1800 фунтов стерлингов за каждый. В случае приобретения партии из 25 танков и более стоимость снижалась до 1650 фунтов стерлингов за штуку. При этом в цену не входили вооружение и оптика. Итальянцы обязывались выполнить поставку в течение 10 месяцев с момента подписания соглашения. Теперь советские решились купить три танка.

    Окончательная приемка итальянских машин состоялась в конце декабря 1927г., в середине марта 1928г. танки FIAT 3000А (без вооружения) прибыли на склад №37 в Москве. Пишут, что в 1938г. на все три танка FIAT 3000А советские установили 37-мм пушки «Гочкис». Возможно все же, что пушку получил только один танк, имевший прозвище «Феликс Дзержинский» (Рис.21) - в то время советские испытывали сильный дефицит танковых орудий даже для вооружения собственных танков типа МС-1, который только что был принят на вооружение РККА.

 

Рис.21 – Танк «Феликс Дзержинский», на нижнем фото на Красной площади 7 ноября 1928г.

 

Забавно, что официально советские утверждали, что получили танк «Феликс Дзержинский» от неких польских коммунистов – отсюда и название такое, польское.

По состоянию на 1 октября 1929 года один танк находился на Мотовилихинском машиностроительном заводе, где налаживалось производство танков Т-18 (Рис.22), на которые с FIAT 3000А пытались копировались агрегаты моторно-трансмиссионной группы.

 

Рис.22 – Советский Т-18, он же МС-1.

 

Ещё два советских FIAT 3000А находилось в составе Бронетанковых командных курсов. В дальнейшем след этих машин теряется. Пишут, что по стоянию на 1933г. советский танк FIAT 3000A был отнесен к категории: «машины устарелой конструкции, снятые с вооружения, но находящиеся на хранении».

     Пишут, что приблизительно в 1928г. один танк FIAT 3000A могла приобрести Аргентина Япония.

В начале 30-х два пулемётных танка FIAT приобрела Албания, причём в 1939 году эти машины стали итальянскими трофеями. Не исключено, что в Албанию продали более позднюю версию машины FIAT 3000В. 

⃰ Проекты на базе FIAT 3000.

Встречается информация, что на некой «изменой» базе FIAT 3000 проектировались САУ, одна с 75-мм орудием (Рис.23), а другая со 105-мм орудием 105mm L/34, либо 105/28 (Рис.24).

 

Рис.23 – Проект САУ с 75-мм орудием.

 

Рис.24 – Проект САУ со 105-мм орудием.

 

Автор не ручается за достоверность информации относительно проектов 75-мм и 105-мм САУ на базе FIAT 3000.

⃰ Новый легкий пехотный танк.

С марта 1924г. командиром танковой группой был назначен полковник Энрико Малтезе. Он начал свою деятельность с того, что убедил начальство в том, что танки правильнее использовать не как средство усиления артиллерии, а как средство поддержки пехоты. 24 мая 1925г. Малтезе представил доклад о развитии танков. В нём содержался и проект модернизированного FIAT 3000, который обозначался как Carro Armato Tipo 2 (также иногда можно встретить название FIAT 3000 Tipo B) – возможно, проект был подготовлен в содружестве со специалистами фирмы FIAT. (Рис.25)

 

Рис.25 - Carro Armato Tipo 2 /FIAT 3000 Tipo B, проект 1925г.

 

Новый танк представлял собой конструкцию, отличающуюся в первую очередь габаритами, но при сохранении классической компоновки корпуса. Заявленные габариты танка составляли: длина – 5000 мм, ширина – 2000 мм, высота – 2500 мм, клиренс – 300 мм, при этом масса достигала 8 или 8,5 т (возможно, до 9 т). (Рис.26)

 

 

Рис.26 – Сравнительные габариты нового танка и FIAT 3000.

 

Увеличение размеров легкого танка было связано с желанием установить более мощное вооружение на танке поддержки пехоты. Была разработана новая башня больших размеров, которая осталась одноместной, но теперь в ней устанавливалась 37-мм пушка и 6,5-мм пулемет. Указывают, что экипаж этой машины должен был составлять 3 чел. Боекомплект располагался рядом на стеллажах и должен был составлять 270 патронов к 37-мм пушке и 4500 патронов к пулемёту. Лобовые листы корпуса получили более рациональные углы наклона при уменьшении их толщины. Другие пишут наоборот, что толщина брони увеличивалась до 20 мм (очевидно, лобовые элементы). Хвост отсутствовал. Соответствующие изменения претерпела ходовая часть. Количество тележек увеличили до 6, что довело общее количество опорных катков до 12. Расположение ведущих и направляющих колес не изменилось. Для сохранения приемлемой подвижности предполагалось установить на танк двигатель мощностью 75 лошадиных сил. Максимальная скорость машины должна была составить 24 км/ч.

Несмотря на ряд преимуществ проект Carro Armato Tipo 2 был отвергнут.

⃰ Колесная техника Pavesi.

В 1916-1917гг. была попытка создать танк с колесным движителем на базе трактора Pavesi с сочлененной рамой.

В 1917г. Павези взялся за создание тягача "Р4", рабочий вариант которого был представлен в 1923г. (Рис.27).

 

Рис.27 – Тягач Pavesi, 1923г.

 

Вскоре появляются варианты этой машины с моторами мощностью 35-57 л.с. (Рис.28)

 

Рис.28 – Грузовик Павези с сочлененной рамой, 1924г.

 

В 1924г. была предпринята попытка создать новый колесный танк (Рис.29) на базе конструкции Р4, при этом ходовую часть несколько переработали.

 

Рис.29 – Колесный танк Pavesi P4 (mod.1924).

 

     Габариты машины: длина – 4600 мм, ширина – 2600 мм, высота – 2900 мм.

Полный привод оставили, поскольку он обеспечивал требуемую подвижность машины. На танке решили использовать колёса диаметром 1200 мм и шириной 250 мм, оснастив их резиновыми шинами и фирменными грунтозацепами, которые лежали на наружной стороне колеса и откидывались на осях, прикрепленных к колесу. Для закрепления шпор в откинутом положении имелись крючки, входившие в специальные ушки, отлитые вместе со шпорами и пропущенные внутрь колеса через отверстия в ободе колеса.

От составного корпуса пришлось отказаться, но его компоновка практически не изменилась. Закрытый кожухом 30-сильный двигатель водяного охлаждения Pavesi оставили в передней части машины, справа от которого находилось место водителя. Рядом устанавливался радиатор и основной топливный бак. Передачу вращательного момента от двигателя на колеса обеспечивала механическая коробка передач с надвижными шестернями.

Среднюю часть корпуса занимало боевое отделение, на крыше которого была установлена одноместная цилиндрическая башня. Вооружение состояло из одного 6,5-мм пулемета Breda, установленного в башне. Впрочем, конструкция башни допускала установку короткоствольной 37-мм танковой пушки, наподобие французской Puteaux SA18.
Бронирование было противопульным. Борта корпуса, установленные вертикально, имели толщину всего 6 мм. Только лобовой и кормовой бронелисты имели значительные углы наклона. Корпус, до высоты 1,1 метра, был выполнен водонепроницаемым, но оснащался насосом для откачивания попадавшей в кузов воды.

     Первый прототип колёсного танка был представлен в 1924 году. (Рис.30)

 

Рис.30 – Колесный танк Pavesi P4 (mod.1924) на испытаниях.

 

  На испытаниях машина показала хорошие характеристики, практически не уступая легким танкам FIAT 3000 mod.21 и значительно превосходя французские Renault FT-18, которые также находились на вооружении итальянской армии. При боевой массе 4200 кг колёсный танк имел максимальную скорость при движении по твердому грунту до 20 км/ч и среднетехническую 17 км/ч. Благодаря всем ведущим колёсам относительно большого диаметра колесный танк Р4 мог преодолевать ров шириной 1,2 метра и вертикальную стенку высотой до 1 метра. Наименьший радиус поворота составлял всего 5 м, так что на дороге шириной около 10 м машина могла развернуться в один прием. Однако колесный танк Р4 не произвел должного впечатления на представителей армии.

Тем не менее, на Pavesi продолжили тему колесных танков. В следующем году фирма изготовила сразу две модификации танка на базе Р4.

Одна модель выглядела улучшенным вариантом Pavesi P4 (mod.1924). (Рис.31)

 

Рис.31 – Улучшенный вариант Pavesi P4, 1925г.

 

Габариты машины не изменились. Танк получил более мощный двигатель (35 л.с.) и бронекорпус новой конструкции, который изготовлялся из катаных листов броневой стали толщиной 6 мм (крыша и днище), 10 мм (борт, корма корпуса, башня) и 16 мм (лоб корпуса). Для преодоления более глубоких траншей и рвов диаметр колёс был увеличен до 1550 мм, хотя их ширина осталась прежней. Состав вооружения и численность экипажа не изменялись. После проведенных улучшений масса танка выросла до 5500 кг. На испытаниях, проведённых в 1925 году, модернизированному Р4 удалось развить максимальную скорость до 35 км/ч.

Второй колесный танк выглядел несколько иначе. (Рис.32)

 

Рис.32 – Пушечный Pavesi P4, 1925г.

 

 Машина полностью сохраняла ходовую часть и трансмиссию от Р4 с колёсами диаметром 1,55 метра, но оснащалась 57-мм пушкой, установленной в лобовом листе модернизированного корпуса. Вместо башни на крыше боевого отделения монтировалась небольшая цилиндрическая рубка со смотровыми щелями. Экипаж машины по-прежнему состоял из 2-х человек. Длина танка составляла 4240 мм, ширина - 2180 мм, высота - 2060 мм, клиренс - 750 мм. При боевой массе 5500 кг машина могла развивать максимальную скорость по шоссе до 24 км/ч.

В немецком справочнике "Taschenbuch der Tanks", изданном в Мюнхене в 1935г. эта машина определялась, как «танковый истребитель Павези». Действительно, мощности 57-мм длинноствольного орудия вполне хватило бы для пробития лобовой брони любого танка, за исключением, разве что, французского FCM 2C.

По ходовым качествам, бронированию и вооружению колесные танки Р4 мало чем уступали обычным танкам, но защищенность их ходовой части находилась на весьма низком уровне, а осуществить ремонт поврежденного спицованного колёса прямо на поле боя вряд ли представлялось возможным.

В 1926 году фирма Pavesi Tolotti выиграла конкурс на разработку артиллерийского тягача. Поскольку на Pavesi Tolotti не было мощностей для производства крупной серии - производство тягачей передали филиалу фирмы Fiat - предприятию SPA, которое занималось выпуском военной техники.

Первоначальные тягачи Fiat Pavesi P4/100 (Рис.33) имели габаритные размеры: длинна 4000 мм, ширина 1860 мм, высота 2245 мм.

 

Рис.33 – Артиллерийский тягач Fiat Pavesi P4/100.

 

На них устанавливали бензиновые двигателя с водяным охлаждением Fiat, объемом 7 литров, который развивал мощность 48 лошадиных сил, при 1250 оборотах в минуту, максимальная скорость движения была около тридцати километров в час. Сам тягач весил около четырех тонн, а транспортировать орудие он мог весом до трех тонн. Из источников можно понять, что машина получила индекс "L140".

Разработчики Pavesi пытались представить танком и тягач "L140". Пишут, что в 1928г. появился опытный образец колесного танка Pavesi L140 (Рис.34).

 

Рис.34 - Pavesi L140.

 

Модель существенно отличалась от колесного танка Р4 и по многим параметрам больше соответствовала тяжелому бронеавтомобилю.

Корпус танка стал заметно больше (габариты машины: длина – 5500 мм, ширина – 2180 мм, высота – 3400 мм, клиренс – 550 мм), хотя схема расположения бронелистов и внутренняя компоновка претерпели минимальные изменения. В передней части находился 4-цилиндровый двигатель Pavesi мощностью 45 л.с., радиатор и топливный бак. Для передачи вращательного момента от двигателя на колеса использовалась все та же механическая коробка передач с надвижными шестернями.

Ходовая часть танка сохранила формулу 4х4 с колёсами диаметром 1200 мм и шириной 250 мм. Как и на модели Р4 они оснащались резиновыми бандажами и грунтозацепами.

Слева от водителя теперь располагалась стрелковая установка с пулеметом SIA калибра 6,5-мм. Среднюю часть корпуса занимало боевое отделение, по бортам которого были сделаны двери для посадки-высадки экипажа. На крыше устанавливалась одноместная башня конической формы, оснащенная одним 6,5-мм пулеметом и небольшой командирской башенкой с наблюдательными приборами. В кормовой части корпуса был установлен третий пулемет SIA, который обслуживался отдельным стрелком. Экипаж танка L140 теперь увеличился до 4-х человек: водителя, двух стрелков и командира машины, который также выполнял функцию башенного стрелка.

Бронирование осталось противопульным. Корпус изготовлялся из катаных листов броневой стали толщиной 6 мм (крыша, днище), 10 мм (борт, корма корпуса), 16 мм (лоб корпуса) и был выполнен водонепроницаемым в нижней части. Правда, для откачки просочившейся в корпус воды все же имелся насос.

На испытаниях, проведённых в 1928 году, колёсный танк Pavesi L140 показал технические характеристики, не хуже, чем у модели Р4. При боевой массе 5500 кг удельное давление на грунт составляло всего 0,6 кг/см.кв. при углублении колёс на 15 см. Танк без особых проблем преодолевал вертикальную стенку высотой 0,8 метра и траншею шириной 1 метр. Скоростные характеристики оказались невысокими – максимальная скорость при движении по шоссе составила 20 км/ч.

Модель L140 представителей полигонной комиссии также не устроила.

 Итак, ни один из представленных образцов колёсных танков фирмы Pavesi итальянскую армию не удовлетворил. Кроме того, уже был налажен серийный выпуск легких танков FIAT 3000 mod.21, которые вплоть до конца 1920-х гг. считались вполне современными боевыми единицами. На этом фирма Pavesi прекратила дальнейшую разработку колесных танков, сосредоточившись на теме артиллерийских тягачей.

Мелкосерийное серийное производство тягачей "L140" было организовано на заводе фирмы S.P.A. в 1931г. и продолжалось 10 с небольшим лет до 1942г. За это время было произведено не менее 145 шт. подобных тягачей. В сентябре 1943г. все тягачи попали в распоряжение вермахта.

В том же 1931г. началась модернизация машины. С капота тягача был убран топливный бак, поскольку такое его расположение явно было не по армейским стандартам, был также изменен кузов, и тягач получил электрические фары. Модернизированный тягач получил новое название Fiat Pavesi LT-31 (Рис.35), и в таком виде он выпускался до следующей своей модернизации в 1937 году.

 

 

Рис.35 – Тягач Fiat Pavesi LT-31.

 

     Тогда автомобилю решили повысить мощность и скорость, поскольку первые модификации тягача были слабоваты и медлительны. Теперь при собственной массе 4-5 тонн эти машины могли буксировать 12-тонные прицепы и развивали скорость 22-25 км/ч.

     Тягачи типа Fiat Pavesi поставлялись в Финляндию, Норвегию, Германию, Испанию, Болгарию, участвовали в африканских сражениях, и в боевых действиях на Востоке и Западе. (Рис.36)

 

Рис.36 – Вверху - Pavesi type P 4-100 в качестве арттягача в итальянской армии, на нижнем снимке – на службе вермахта.

 

⃰ Колесный танк Ansaldo.

В 1928г. на тягач Fiat Pavesi, как на возможную базу для колесного танка обратил внимание глава фирмы Ansaldo Джованни Ансальдо, который был впечатлён необычной конструкцией артиллерийского тягача высокой проходимости.

Целиком заимствовать технические решения конкурентов Ансальдо не стал. В отличии от тягача корпус колёсного танка Absaldo не был сочлененным - проблема проходимости была решена другим образом. Колеса диаметром 1500 мм и шириной 400 мм имели на ободах резиновые шпоры-грунтозацепы коленчатой формы, обеспечивавшие равномерность качения колес. Задняя ось, имевшая в плане Т-образную форму, стала управляемой и была сделана качающейся около трубы карданного вала, что обеспечивало постоянное прилегание колёс к грунту даже на очень неровной местности. Ось образовывала картер для заднего дифференциала и трансмиссии на задние колеса и была подвешена на двух листовых рессорах к заднему концу рамы так что от действия рессор задняя ось качалась на шаровом шарнире. Полная стрела прогиба рессоры составляла 15 см, наибольший наклон оси достигал 30° в каждую сторону от горизонта, а колеса для поворота машины могли поворачиваться в горизонтальной плоскости на 40°. (Рис.37)

 

Рис.37 – Проекции колесного танка Ансальдо.

 

Из-за этой конструктивной особенности корпус танка над задней осью заметно сузился и стал необитаемым. Это было сделано чтобы дать место угловым перемещениям задних колес. В другом варианте проекта эта секция была укорочена настолько, что вообще не доходила до задних колёс, однако в этом случае возникала неравномерная нагрузка на заднюю ось и от такого решения отказались. Вращательный момент передавался на все четыре колеса. Средние числа оборотов обоих дифференциалов были настолько различны, что без среднего дифференциала обойтись было просто нельзя, поэтому танк Ансальдо имел три дифференциала.

Через сцепление мотор приводил в действие четырехступенчатую коробку скоростей (3 скорости вперед и 1 назад), расположенную ниже мотора, и через дифференциал, который при вращении одного из колес без сопротивления мог быть заблокирован кулачковой муфтой передавал усилия на пару колес, работавших нормально. Отсюда вращение передавалось в одну сторону через карданные сочленения на передний продольный вал, в другую – на задний вал, соединенные каждый со своим дифференциалом, от которых и вращаются каждое в отдельности все четыре колеса. Передним колесам (которые могли качаться на листовых рессорах и спиральных пружинах около оси ведущих шестерен) вращение передавалось ведущими шестернями, вращавшими зубчатые венцы, назад же вращение передавалось через конический промежуточный зубчатый привод на две конические шестерни, вращавшие большой зубчатый венец на заднем колесе. Промежуточный привод также допускал качание колес около задней оси посредством рулевых тяг, захватываемых коленчатым рычагом управления, который сидел на оси червячной передачи управления.

Таким образом, если расположенным впереди рулевым колесом повернуть ее ось, тем самым посредством промежуточного зубчатого привода поворачивался ведущий назад вал для передачи управления, а вместе с ним – приводный червяк, приводивший в движение червячное колесо и рычаг управления. Тормоза с внутренними колодками имелись только на передних колесах, но кроме того имелся тормоз и на коробку скоростей.

Для колёсного танка был выбран бензиновый 4-цилиндровый двигатель FIAT мощностью 110 л.с. (по другим данным, его мощность составляла 75 л.с.) и жидкостной системой охлаждения. Мотор устанавливался справа в передней части корпуса, а слева от него находился радиатор, который всасывал охлаждающие воздух через бронированные жалюзи оригинальной формы в лобовом листе моторного отсека.

Конструкция корпуса была преимущественно клёпаной. Листы из катаной броневой стали толщиной от 6 до 16 мм (лоб корпуса – 16 мм, борт корпуса – 10 мм, крыша и днище – 6 мм, башня – 10 мм?) собирались на металлическом каркасе при помощи болтов, заклёпок и уголков. Практически все бронелисты имели рациональные углы наклона, и только борта и лобовая часть моторного отсека устанавливались вертикально. Для высадки-посадки в танк служила единственная дверь прямоугольной формы в левом борту корпуса. Эвакуационные и вентиляционные люки отсутствовали.

Как и полагалось в те годы корпус танка до высоты 1,5 метра был водонепроницаемым и комплектовался насосом для откачки, попавшей внутрь воды. Интересным нововведением стала коллективная защита экипажа от применения противником боевых отравляющих веществ. Газонепроницаемость корпуса обеспечивалась посредством засасывания воздуха через фильтры и создания в нем избыточного давления.

Состав вооружения танка Ansaldo можно было считать одним из самых мощных среди всех итальянских бронемашин того периода. В башне цилиндрической формы, со скошенным вперед верхним бронелистом, устанавливалась 37-мм танковая пушка (спереди) и 6,5-мм пулемет FIAT mod.1914 (в шаровой установке кормовой нише). В случае необходимости кормовой пулемет мог использоваться в качестве зенитного – в этом случае стрельба из него велась через небольшой башенный люк круглой формы. Предусматривалась также установка 45-мм пушки, но был ли этот вариант воплощен в жизнь остаётся неизвестным.

Средства наблюдения оказались весьма скромны. Водитель имел возможность наблюдать за окружающей обстановкой только через узкую щель в лобовом листе корпуса. Наведение орудия на цель осуществлялось при помощи перископического прицела, для пулемета использовался оптический, либо механический прицел. Экипаж танка состоял из 3-х человек: водитель (располагался слева в передней части корпуса), наводчик орудия и пулеметчик (оба находились в боевом отделении в средней части корпуса).

Полная масса колёсного танка Ansaldo составила 8250 кг – но в большинстве источников они позиционируется как «тяжелый колёсный танк». Габариты машины: длина – 4600 мм, ширина – 2600 мм, высота – 2900 мм.

Единственный прототип колёсного танка Ansaldo (Рис.38) был представлен на испытания в 1929 году.

 

 

Рис.38 - Ansaldo modello 1929.

 

По сравнению с аналогичными машинами фирмы Pavesi конкурирующему конструкторскому коллективу удалось добиться существенного улучшения тактико-технических характеристик. Так, максимальная скорость при движении по шоссе составляла теперь 43,5 км/ч, при этом машина с места брала подъем крутизной в 45°. Показатели преодоления препятствий также были на хорошем уровне. Танк свободно преодолевал вертикальную стенку высотой до 1 метра, мог переходить рвы и траншеи шириной до 1,2 метра.

При удачных обстоятельствах Ансальдо рассчитывал построить модернизированную версию танка с колёсами диаметром 2 метра. Однако идею танка с большими колесами отвергли как таковую. Подчеркивалась высокая уязвимость ходовой части. Большая площадь колёс делала из них хорошую мишень, а замена поврежденного колеса в боевых условиях не представлялась возможной. Нарекания вызывало высокое утомление водителя при движении машины с большими колесами даже по ровной дороге. Помимо этого, экипаж не имел хороших приборов наблюдения и в бою мог оказаться практически «слепым».

Прототип Ansaldo modello 1929 был впоследствии разобран на металл.

 

Заключение

 

Технические концепции и Директории Этапа, Резюме, количественная оценка танковой техники за Этап, боевые типы, опытные типы, тактическая классификация боевых и опытных танков, проекты, классификация по массе, классификация по вооружению, оригинальные конструктивные решения, производство, Эпилог.

 

* Технические концепции и Директории Этапа.

В рассматриваемый Этап в Италии развались следующие технические концепции: Концепция колесного движителя (кт) 1915г., Концепция боевой гусеничной машины (бгм) 1903г.

Перечисленные концепции развивались по 2-м Директориям (Табл.3).

 

Таблица 3 – Директории Этапа 1919-1929гг.

Концепция боевой гусеничной машины (бгм) 1903г.

Концепция колесного движителя (кт) 1915г.

7 Директория, 1919-1928гг.

Синтетический прототип «Рено», Fr, 1916 – (бгм)9

FIAT 3000A (L5/21)

Carro Armato Tipo 2 /FIAT 3000 Tipo B

 

 

1 Директория, 1923-1929гг.

Основной прототип колесный трактор "Павези-Толотти" (кт)2

Pavesi P4 mod. 1924

Pavesi P4 mod. 1925

Carro Pavesi P4

Carro Routato Pavesi L140

Ansaldo modello 1929

 

* Резюме.

Этап развития итальянского танкостроения 1919-1929гг. не имеет логических Периодов.

В 1919-1920гг. итальянцы, несмотря на окончание WWI, начали претворять в жизнь планы разработки и строительства собственного легкого пехотного танка по типу французского Renault FT-18. В 1920г. был получен первый образец изделия Фиат 3000, танк был принят на вооружение, и базовая модель серийно выпускалась до 1929г.

В 1923г. фирма Pavesi-Tolotti занялась разработкой колесного танка, оттолкнувшись от конструкции собственного колесного тягача Р4. Строительство опытных образцов колесных танков Pavesi продолжалось до 1929г. В 1929г. фирма Ansaldo предложила свой вариант колесного танка. Все варианты колесных танков были отвергнуты военными.

* Количественная оценка танковой техники за Этап.

Всего за Этап 1919-1929гг. в Италии было произведено танков: 114 шт. (Табл.4).

 

     Таблица 4 – Машины и проекты, отнесенные к категории танки, разрабатывавшиеся или производившиеся в Италии в 1919-1929гг.

Пехотные типы 1919-1928гг.

Легкие пехотные танки 1919-1928гг.

FIAT 3000A (L5/21)

1919-1928

109 шт.

Carro Armato Tipo 2 /FIAT 3000 Tipo B

1925

проект

Легкий по массе колесный пехотный танк

Pavesi P4 mod. 1925

1925

1 оо

Легкий по массе колесный пехотный танк

Carro Routato Pavesi L140

1928

1 оо

Танки сопровождения пехоты 1923-1924гг.

Сверхлегкий по массе колесный пехотный танк

Pavesi P4 mod. 1924

1923-1924

1 оо

Всего: 114 шт., 3 оо, 1 проект

Типы истребителей танков 1925г.

Легкий по массе колесный истребитель танков 1925г.

Carro Pavesi P4

1925

1 оо

Всего: 1 оо

Многоцелевые типы 1928-1929гг.

Легкие многоцелевые танки 1928-1929гг.

Легкий по массе тяжелый колесный танк

Ansaldo modello 1929

1928-1929

1 оо

Всего: 1 оо

 

* Боевые типы.

Из общего количества произведенных танков, танков, выпускавшихся серийно, заказанных, принятых на вооружение итальянской и/или другими армиями – боевых танков: 100 шт. (Табл.5).

 

Таблица 5 – Выпуск итальянских боевых танков в 1919-1929гг.

марка

тип

Количество выпущенных танков,

годы производства

Танков, изначально поступивших на вооружение итальянской армии

Танков, изначально отправленных на экспорт

FIAT 3000A (L5/21)

Легкий по массе пехотный танк

 109 шт.

1920-1928

97 шт.

12 шт.

Итого

Легких пехотных танков

109 шт.

97 шт.

12 шт.

ВСЕГО

 

109 шт.

97 шт.

12 шт.

 

* Опытные типы.

Помимо боевых машин было выпущено 5 опытных образцов (Табл.6).

 

Таблица 6 – Выпуск опытных танков в 1919-1929гг.

марка

тип

Годы

количество

Pavesi P4 mod. 1924

Сверхлегкий по массе колесный пехотный танк

1924

1 шт.

Pavesi P4 mod. 1925

Легкий по массе колесный пехотный танк

1925

1 шт.

Carro Pavesi P4

Легкий по массе колесный истребитель танков

1925

1 шт.

Carro Routato Pavesi L140

Легкий по массе колесный пехотный танк

1928

1 шт.

Ansaldo modello 1929

Легкий по массе тяжелый колесный танк

1929

1 шт.

 

* Тактическая классификация боевых и опытных танков.

В Табл.7 приводится количество выпущенной танковой техники по тактическим классам, совокупно боевых машин и опытных образцов.

 

Таблица 7 – Количество выпущенных боевых и опытных машин по тактическим типам.

Тактический тип

Боевые машины

Опытные образцы

итого

Легкие пехотные

109

3

112 шт.

Истребители танков

 

1

1 шт.

Многоцелевые типы

 

1

1 шт.

Итого

109

5

114 шт.

 

⃰ Проекты.

Не реализованные в металле проекты машин, отнесенных к категории танки указаны в Табл.8.

 

 Таблица 8 – Не реализованные в металле проекты машин, отнесенные к категории танки 1925г.

марка

тип

годы

Carro Armato Tipo 2 /FIAT 3000 Tipo B

Легкий по массе пехотный танк

1925

 

* Классификация по массе.

Все построенные в 1915-1919гг. итальянские танки можно разделить по массам (Табл.9).

 

Таблица 9 – Классификация по массам.

Сверхлегкие по массе танки

до 4,2т включительно

Pavesi P4 mod. 1924 (1)

 

Итого: 1 шт.

Колесный танк.

Легкие по массе танки

4,2-11т

FIAT 3000A (L5/21) (109)

Carro Armato Tipo 2 /FIAT 3000 Tipo B

Pavesi P4 mod. 1924 (1)

Pavesi P4 mod. 1925 (1)

Carro Pavesi P4 (1)

Carro Routato Pavesi L140 (1)

Ansaldo modello 1929 (1)

 

Итого: 113 шт.

Танки Фиат 3000, колесные танки.

 

* Классификация по вооружению.

В рассматриваемый Этап в Италии строили и проектировали танки с разным вооружением (Табл.10).

 

Таблица 10 – Классификация танков по вооружению.

Пулеметные

 

 

 

 

 

Итого: 112 шт.

Пехотные типы:

FIAT 3000A (L5/21) (109)

Pavesi P4 mod. 1924 (1)

Pavesi P4 mod. 1925 (1)

Carro Routato Pavesi L140 (1)

 

Пушечно-пулеметные

 

 

 

Итого: 1 шт.

Пехотные типы:

Carro Armato Tipo 2 /FIAT 3000 Tipo B

Многоцелевые типы:

Ansaldo modello 1929 (1)

 

Пушечные

 

Итого: 1 шт.

Типы истребителей танков:

Carro Pavesi P4

 

* Оригинальные конструктивные решения.

В рассматриваемый Этап итальянцы пытались создать полноценный танк на колесном ходу.

 

Таблица 11 – Колесные танки 1923-1929гг.

Pavesi P4 mod. 1924 (1)

Сверхлегкий по массе колесный пехотный танк

Pavesi P4 mod. 1925 (1)

Легкий по массе колесный пехотный танк

Carro Pavesi P4 (1)

Легкий по массе колесный истребитель танков

Carro Routato Pavesi L140 (1)

Легкий по массе колесный пехотный танк

Ansaldo modello 1929 (1)

Легкий по массе тяжелый колесный танк

 

* Производство.

В 1919-1928гг. разработка и производство гусеничных танков было сосредоточено на фирме FIAT, темой колесных танков занималась компания Pavesi-Tolotti. В 1928-1929гг. к проектированию колесных танков подключилась фирма Ansaldo. (Табл.12)

 

Таблица 12 – Производство итальянской бронетехники Этапа 1919-1929гг.

производители

типы

Кол-во

годы

Pavesi-Tolotti

Pavesi P4 mod. 1924 (1)

Pavesi P4 mod. 1925 (1)

Carro Pavesi P4 (1)

Carro Routato Pavesi L140 (1)

4

1924-1928

FIAT

FIAT 3000A (L5/21) (105)

109

1920-1928

Ansaldo

Ansaldo modello 1929 (1)

1

1929

 

Таблица 13 - Итальянское танкостроение Этапа 1919-1929гг. по годам.

годы

7 Директория

1 Директория

1919

FIAT 3000A (L5/21)

 

1920

FIAT 3000A (L5/21) (5)

 

1921

FIAT 3000A (L5/21) (12)

 

1922

FIAT 3000A (L5/21) (12)

 

1923

FIAT 3000A (L5/21) (12)

Pavesi P4 mod. 1924

1924

FIAT 3000A (L5/21) (12)

Pavesi P4 mod. 1924 (1)

1925

FIAT 3000A (L5/21) (14)

Carro Armato Tipo 2 /FIAT 3000 Tipo B

Pavesi P4 mod. 1925 (1)

Carro Pavesi P4 (1)

1926

FIAT 3000A (L5/21) (15)

 

1927

FIAT 3000A (L5/21) (20)

 

1928

FIAT 3000A (L5/21) (7)

Carro Routato Pavesi L140 (1)

Ansaldo modello 1929

1929

 

Ansaldo modello 1929 (1)

 

Из Табл.13 следует, что по годам Этапа 1919-1929гг. было произведено танков (Табл.14):

 

Таблица 14 – Количество произведенных танков по годам.

год

количество

1920

5

1921

12

1922

12

1923

12

1924

1 оо + 12 = 13

1925

2 оо + 14 = 16

1926

15

1927

20

1928

1 оо + 7 = 8

1929

1 оо

Итого

5 оо + 109 = 114

 

* Эпилог.

В двадцатые годы XX века итальянцы запустили серийное производство танка конструкции аналогичной французскому легкому танку Renault FT времен Первой мировой войны. Уже в конце 1920-х этот тип будет считаться устаревшим. Создание танков на колесном ходу было признано бесперспективным направлением.

 

Издательский центр «ОСТРОВ»
выпускает литературу по истории Карельского перешейка и Кронштадта.
В серии монографий по фортам крепости Кронштадт готовится к печати книга В.Ф. Ткаченко Форт «Обручев» брат «Тотлебена».
В ближайших планах шестая книга серии «Карельский перешеек. Страницы истории».
Наш адрес: zitadel@bk.ru