ТАНКИ СОДРУЖЕСТВА

Новозеландское танкостроение

Танки Новой Зеландии Tanks of New Zealand

1940-1942гг.

 

Этап открывается информацией о строительстве эрзац танка в 1940г. и заканчивается в связи с насыщением новозеландской армии танками в 1942г.

 

© Смирнов А.Г., 2024г.

 

Характеристика Этапа 1940-1942гг.

Ключевая фраза: Bob Semple Tank, танки гражданской инициативы

Этап характеризуется попыткой разработки танков силами граждан-активистов.

 

Единицы учета (проекты и машины, отнесенные к категории «танки») Этапа 1940-1942гг.

Сквоз

ной

Инд.№

Название

Тип

Образ

1

1.1

Bob Semple Tank

Бронированный гусеничный трактор

2

2.1

Schofield Tank

Минимальный по массе колесно-гусеничный танк

 

Календарь событий 1940-1942гг.

1939г., 3 сентября

Вступление Новой Зеландии во Вторую мировую войну.

1940г., январь-февраль

Прибытие к Средиземноморскому театру 2-й новозеландской дивизии.

1940г., 16 июня

Макет Bob Semple Tank.

1940г. июнь

Проект Schofield.

1940г., 19 августа

Заказ на строительство Schofield Tank.

1940г., декабрь

Готов образец Schofield Tank

1940г., декабрь

Испытания Bob Semple Tank.

1941г., март

Второй экземпляр Bob Semple Tank.

1941г., апрель

Третий экземпляр Bob Semple Tank.

1941г., 26 апреля

Парад танков Bob Semple Tank в Christchurch.

1941г., 10 мая

Парад в Окленде.

1941г., июнь

Отмена строительства танков Семпла.

1941г., 16 октября

Формирование 1-й армейской танковой бригады.

1941г., октябрь

Прибытие в НЗ первой партии танков Valentine.

1942г., 1 января

Формирование новозеландского бронетанкового корпуса.

1942г., апрель

Модернизация танков Семпла.

1942г., июнь

Прибытие в НЗ первой партии танков М3 Stuart.

1942г., 5 октября

Формирование 4-й бронетанковой бригады.

1942г., декабрь

Образец Schofield Tank 2.

1942г., декабрь

Расформирование 1-й армейской танковой бригады.

 

Изобретательство из подручных материалов, «сделай сам»                                              3

     Вводная справка, танк Семпла, колесно-гусеничный танк Schofield, производство БТР Universal Carrier в Новой Зеландии, бронеавтомобили, новозеландские подразделения в британской армии, оборонительные силы Новой Зеландии, формирование новозеландского бронетанкового корпуса.

Заключение                                                                                                                                 35

Технические концепции и Директории Этапа, Резюме, количественная оценка танковой техники за Этап, боевые типы, опытные типы, тактическая классификация боевых и опытных танков, классификация по массе, классификация по вооружению, оригинальные конструктивные решения, производство, импортные типы, отправные решения, Эпилог.

 

Изобретательство из подручных материалов, «сделай сам»

    

     Вводная справка, танк Семпла, колесно-гусеничный танк Schofield, производство БТР Universal Carrier в Новой Зеландии, бронеавтомобили, новозеландские подразделения в британской армии, оборонительные силы Новой Зеландии, формирование новозеландского бронетанкового корпуса.

 

     ⃰ Вводная справка.

     В 1907 году по запросу парламента Новой Зеландии король Великобритании Эдуард VII провозгласил её доминионом Британской империи (старшей колонией или государством в составе империи). 11 декабря 1931г. британский парламент принял Вестминстерский статут (Statute of Westminster 1931), установивший правовое положение доминионов и их взаимоотношения с Великобританией. Этот документ определял самоуправление, в том числе Новой Зеландии, во внутренних и внешних делах и об их равенстве с Великобританией. При этом Великобритания ещё сохраняла за собой фактический контроль над внешней политикой доминионов. Для принятия Новой Зеландии это Статута требовалось соответствующее постановление парламента Новой Зеландии. Новая Зеландия ратифицировала статут 25 ноября 1947 года. Применительно к вопросам танкостроения и формирования бронетанковых войск в Новой Зеландии, отдельно от Великобритании, в данной работе в качестве отправной точки будет принят 1940г., когда в Новой Зеландии появились первые проекты танков, не имевшие непосредственной связи с британским танкостроением.

     Еще до начала Второй мировой войны в воздухе витала идея механизации новозеландской армии. Предлагалось для этой цели приспособить шасси американского гусеничного трактора Caterpillar Model 35. Впрочем никаких практических шагов в этом направлении предпринято не было.

     Новая Зеландия вступила во Вторую мировую войну вместе с Великобританией и начала мобилизацию в конце 1939 года. Несмотря на свою солидарность с Великобританией, Новая Зеландия сама по себе была плохо подготовлена ​​к тому, чтобы выдержать нападение крупной державы. Летом 1940г., после краха союзников во Франции, новозеландцы задумались о полезности наращивания оборонных усилий. Великобритания в тот момент не могла в случае необходимости оказать далекому доминиону оперативной поддержки тяжелым вооружением, в том числе танками. Выход в вопросе обеспечения армии танками следовало искать за счет внутренних ресурсов. В стране практически не было технической базы для производства танков.

     Вопросом разработки танка в Новой Зеландии изначально занялись не военные, а лица из министерства общественных работ. Некоторые авторы без обиняков указывают, что разработка танков в Новой Зеландии являлась гражданской инициативой. Рассматривался вариант создания танков из подручных средств. Было решено, что подходящей конструкцией для гусеничной машины может быть «тракторный танк» - импровизированный танк на тракторном шасси. Министр общественных работ Роберт Семпл (Рис.1) сформулировал позицию следующим образом: «Мы не смогли закупить танки извне, поэтому должны были действовать, исходя из собственных ресурсов. К счастью, у нас имеются большие трактора, что является большой удачей. Они являются одним из когда-либо известных величайших благ для страны, позволивших нам построить дороги, аэродромы, военные лагеря и фортификации в рекордные для доминиона сроки».

 

Рис.1 Robert Semple, 1873 – 1955гг.

В 1940г. Minister of Public Works.

 

     Идея заключалась в том, что в случае надобности на шасси тракторов можно было оперативно (за несколько часов) смонтировать бронекорпуса, таким образом, трансформировав трактора в танки, и быстро развернуть полученные боевые машины. До наступления часа «Ч» бронекорпуса должны были храниться отдельно от тракторов, а сами трактора можно было использовать по их прямому назначению. Т.е. фактически речь о серийном производстве бронекорпусов.

    В принципе, такой сценарий можно было принять в качестве временной меры до прибытия в страну настоящих танков. Импровизированные бронетрактора, теоретически, могли сыграть роль «орудия устрашения» в случае непосредственной высадки войск врага на территории Новой Зеландии.

     ⃰ Танк Семпла.

Итак, за разработку «тракторного танка» взялся министр общественных работ Роберт Семпл. В качестве шасси Semple выбрал то, что было под рукой - гусеничный трактор американского производства Caterpillar D8 (Рис.2) - в распоряжении министерства находилась 81 такая машина и, как пишут: «еще 19 были доступны». (Рис.3)

 

Рис.2 – Внешний вид трактора Caterpillar D8.

 

Рис.3 - Robert Semple рядом и Caterpillar tractor.

Нижнее фото 1939г.

 

     Американский трактор RD8 появился в 1935 году. Трактор оснащался шестицилиндровым дизельным двигателем D13000, мощностью 95-108 лошадиных сил. Масса машины составляла 50 025 фунтов, примерно 22 6796 кг.

     Танк на этом шасси создавался без использования каких-либо формальных планов или чертежей. Говорят, у Семпла был в наличие, видимо, американский буклет о превращении трактора в танк – вероятно, по типу Disston Tractor Tank, который разрабатывался на шасси Caterpillar Model 30 или Model 35. На ходовую часть Caterpillar D8 предстояло установить корпус из броневой стали и оснастить машину вооружением. Предложение было одобрено армией – теперь следовало построить опытный образец. Семпл привлек к делу инженера округа Крайстчерч Т.Г. Бека (TG Beck, Christchurch District Works Engineer) - в то время отвечал за крупную ирригационную систему в регионе Юг и Мид-Кентербери. Работа над первым танком закипела в июне 1940г. в мастерских PWD в Темуке (PWD's Temuka workshops, PWD – это Public Works Department) под непосредственным руководством г-на Бека (вместе с Беком над проектом трудились инженер завода PWD А.Д. Тодд, а за всем делом приглядывал г-н А.Дж. Смит в качестве наблюдателя).  

     16 июня 1940г. осмотреть машину прибыли армейские специалисты. Прототип к тому времени находился в макетном состоянии. Корпус был собран из листов фанеры на деревянном каркасе, а на крыше устанавливался макет башни, вооружения не было. Конфигурация машина выглядела следующим образом: спереди по продольной оси корпуса размещалась силовая установка, место водителя располагалось слева (на тракторе – справа) в небольшой рубке, П-образная передняя секция которой откидывалась вперед для обеспечения лучшего обзора на марше, над двигателем и справа от него находились пулеметные установки, обслуживаемые отдельными членами экипажа. Военных обеспокоила чрезмерная высота танка - при высоте порядка 12 футов машина обладала излишне высокой центровкой, а расположение рабочих мест экипажа казалось неудобным. Однако военные не отказывались от проекта. Разработчиками было предложено оснастить танк шестью пулеметами или одной пушкой в башне и пятью пулеметами в корпусе. На выбор предлагались пулеметы Vickers или Lewis, а также более новые Bren. В башне планировали установить 37-мм пушку, правда, без указания её типа. Не исключено, что имелась в виду американская 37-мм пушка М3. Военные также настаивали на том, чтобы бронетрактор смог выдерживать попадания 20-мм снарядов. Таким образом, армия заказала построить танк по данному образу из полноценной брони. К тому времени проект не имел никакого названия, но позже усилиями журналистов разработка получила обозначение Bob Semple Tank. (Рис.4)

 

Рис.4 – Bob Semple Tank, эскиз в пулеметном варианте.

 

     Для постройки полноценного прототипа требовалось иметь в наличии броневой прокат толщиной хотя бы 15 мм, а с этим возникли сложности. Броневой лист в Новой Зеландии не производили. Заказать их в Австралии тоже не было возможности, а заказ из США шёл бы долгие месяцы. Тогда был принят вариант «комбинированной брони». Поверх листов из обычной стали толщиной 8 мм на болтах крепили листы 0,5-дюймового рифленого закалённого проката из 12% марганцевой стали. Предполагалось, что рифлёная поверхность будет способствовать рикошету пуль, что улучшило бы защиту. На огневых испытаниях гофра выдерживала попадания из тяжелого пулемета Vickers.

     Башня изготовлялась из мягкой стали, поверх которой накладывались четыре секции марганцевой «брони».  

    Повторный осмотр бронетрактора состоялся в середине июля 1940 года. К этому времени был изготовлен корпус из стали, который был частично обшит листами рифленого проката. (Рис.5)

 

Рис.5 – Еще не полностью «забронированный» Bob Semple Tank. На нижнем снимке можно воочию представить габариты машины на фоне, стоящего у кормы человека в шляпе.

Нижнее фото сделано в мастерских г. Темука.

 

     По некоторым данным, уже к середине июля танк-трактор полностью зашили «броней» и подготовили для следующего осмотра. (Рис.6)

 

  

 

http://aviarmor.net/tww2/photo/new_zeland/bob_semple/bob_semple_c1.jpg

Рис.6 Bob Semple Tank. Внизу цветной рисунок из книги J.Plowman, M.Thomas “Armoured Fighting Vehicles of New Zealand 1939-1955”.

 

     Масса 25,4 т. Габариты: длина 4200 мм, ширина 2700 мм (указывают также ширину танка – 3300 мм), высота 3650 или 3300 мм. Пишут, что база машины стала на 30 см короче трактора. Как говорилось выше, прототип бронировался мягкой сталью и гофрой, в литературе можно встретить такие данные по бронировки этого варианта: лоб корпус - 8+12,7 мм, борт корпуса - 8+12,7 мм, корма корпуса - 8 мм, башня - 8+12,7 мм, крыша - 8 мм, днище - 8 мм. «Броня» крепилась болтами. В дальнейшем новозеландцы планировали покупать в Австралии листы брони толщиной 8 – 12 мм. Танк вооружался шестью 7,7-мм пулеметами Bren (по одному с каждого борта, два вперед, один в башне и один сзади). Размещение пулеметов было таково, что центральный стрелок располагался в положении лёжа на теплоизоляционной подложке (матрасе) над двигателем. Боекомплект 25000 патронов, 12 тысяч из которых хранилось в задней части танка, включая 160 снаряженных магазинов. Экипаж, как будто, 6 чел., но в некоторых источниках допускают до 8 чел. (пулеметчики, командир и водитель). Я соглашусь на 7 чел., прибавляем водителя (его позиция четко просматривается), но удаляем командира – его функцию, видимо исполнял стрелок из правого лобового пулемета, над местом которого устанавливалась «командирская башенка». (Рис.7)

 

 

Рис.7 – Над местом правого лобового стрелка отлично просматривается «командирская башенка».

 

     Войти или выйти из танка можно было воспользовавшись кормовой дверью – в башне люка не было. Двигатель Caterpillar, 6-цилиндровый, дизельный, мощностью 95 л.с. Запас топлива на 90 литров размещался в двух топливных баках за двигателем. Трансмиссия механического типа, но в тракторную трансмиссию внесли изменения, как будто установили дополнительную коробку передач. Ходовая часть (на один борт) 6 опорных катков с блокированной пружинной подвеской, два поддерживающих ролика, переднее направляющее (направляющие колеса были слегка приподняты по сравнению с трактором) и заднее ведущее колесо, крупнозвенчатая гусеница с 37-ю литыми траками. Средства связи не устанавливались. Внутри корпуса имелось освещение, которое обеспечивалось генератором в 135В. Он также питал прожектор и лампочки сигнального управления между водителем и командиром.

    Расчетная максимальная скорость по шоссе 24 км/ч, запас хода около 160 км. Преодолеваемые препятствия: высота стенки 1,2 м, глубина брода 1,2 м, ширина рва 2,1 м.  

     Ходовые испытания прототипа проводили до декабря 1940г., а после некоторой модернизации, в декабре 1940г. провели испытания на возможность боевого применения – все тесты осуществлялись в лагере Бёрнем (Burnham Camp). (Рис.8)

 

Рис.8 – Кадры из хроники, сделанной во время испытаний.

 

     Испытания показали, что из-за увеличившейся массы (массы корпуса и вооружения) скорость машины вне дороги достигла всего до 8–10 км/ч (5–6 миль в час). На пересеченной местности танк двигался неуверенно по причине высокого центра тяжести и относительно короткой длины – машина с трудом преодолевала неровности почвы. Перегруженной машине с высокой центровкой были противопоказаны большие уклоны и крутые спуски. При движении «по полю боя» машину трясло и качало настолько сильно, что прицельное ведение огня из пулеметов полностью исключалось. Ещё одним неприятным нюансом стали обширные «мертвые зоны», причем спереди сектор обстрела из башни ограничивался выступающей справа командирской башенкой.

     Военные были разочарованы танком. В качестве моральной компенсации они потребовали установить в башне орудие, но разработчики доказали невозможность такой операции. (Рис.9)

 

Рис.9 – Художественная фантазия: Bob Semple Tank с 37-мм орудием.

 

     За неимением другого военным пришлось принимать то, что есть, правда, первоначальный заказ на шесть машин сократили до трех, т.е. дополнительно (помимо прототипа) заказали к постройке еще две машины «в том виде, в котором они были». (Рис.10)

 

Рис.10 – Военный чин вместе с Семплом осматривают танк. Язык тела раскрывает эмоции. Интересно, что на этой фотографии задняя часть танка с правой стороны закрыта гофрой полностью - до самого верха. Возможно, это один из танков «серийной» постройки.

 

     Эти два танка строили строились в мастерских NZR Addington (New Zealand Railways в г. Аддингтон). Второй танк был готов к марту 1941г. Третью машину построили, как будто, в апреле того года. Если первая машина обошлась в 5902 фунта стерлингов, то второй и третий экземпляры вместе стоили 4323 фунта стерлингов, а общая стоимость составила 10 225 фунтов стерлингов (хотя армии был выставлен счет только на 3414 фунтов стерлингов). Машинам были присвоены армейские серийные номера NZ6292 (находился в Papakura), NZ3494 и NZ3495 (находились в Burnham).

    Первый и второй экземпляры 26 апреля 1941г. приняли участие в параде в Christchurch. (Рис.11, Рис.12)

 

https://i09.fotocdn.net/s127/d80c1811d6c81aa6/public_pin_l/2879939086.jpg

Рис.11 – Доставка одного из танков к месту действия, 21 апреля 1941г.

Фото: New Zealand Herald.

 

Рис.12 – Фото с парада в Christchurch.

 

     Затем танки разделили. Один из них отправили в Веллингтон, а позже в Окленд для демонстрации населению и поднятия боевого духа. (Рис.13)

 

Рис.13 – Прибытие танка в Окленд, 6 мая 1941г.

Фото: Auckland Star.

 

 

Рис.13 - Bob Semple Tank на улицах столицы, 10 мая 1941г.

Photos: NZ Herald.

 

     Увы, эффект от демонстрации Bob Semple Tank оказался не таким, как рассчитывали. Машина вызвала смех как в средствах массовой информации, так и у публики – именно теперь за машинами этого типа приклеилось название «Танк Боба Семпла». (Рис.14)

 

Рис.14 - Карикатура New Zealand Herald, 13 мая 1941г.

 

     На все насмешки Семпл стоически замечал: «Я не вижу, чтобы кто-нибудь еще предлагал идеи получше», «Танк не был гениальным с точки зрения министра путей сообщения (Minister of Railways), но он является честным опытом со стороны военных и Департамента общественных работ, которые создали что-то из материалов, которые у нас были. Это было сделано по воле и согласию военных», «Этот танк был искренней попыткой сделать что-то, когда захватчики были у нашей задней двери».

    В августе 1941 года танк испытали пулеметным обстрелом, по танку произвели 1000 выстрелов. Обстрел выявил недостатки в конструкции смотровых щелей, имевшихся в большом количестве: три с каждого борта корпуса, по одной – в рубках пулеметчика, водителя и на корме, а также две по бокам башенного пулемета. Через, как пишут «массивные» смотровые щели внутрь машины залетали пули или брызги свинца. Чтобы как-то улучшить ситуацию предложили щели закрыть, а вместо них установить перископы. Несмотря на это, генерал Путтик (General Puttick) (Рис.15) дипломатично заметил, что при отсутствии альтернативного танка это очень полезное оружие для определения стиля боя.

 

Рис.15 – Major General Edward Puttick, 1890-1976гг. Начальник генерального штаба Новой Зеландии (1941-1945гг.), к моменту испытаний танка Семпла недавно вернулся с театра в Средиземноморье.

 

     Правда, ввиду того что в башне было невозможно разместить 37-мм пушку, генерал рекомендовал удалить башню, чтобы снизить высоту танка.

     Последующие испытания «танка Семпла» проводились в Burnham camp 8 октября 1941 года под руководством все того же Путтика. Последняя рекомендация генерала заключалась в том, чтобы больше не производить машины этого типа – в некоторых источниках сообщают, что еще в июне 1941г. был отдан приказ прекратить все работы по этим танкам.

     21 октября 1941г. в газете New Zealand Herald появилась новая карикатура на детище Семпла. (Рис.16)

 

Рис.16 – Британцы в танке Valentine: «Не смотри сейчас, но мне кажется, что нас что-то преследует!»

 

     В контексте столь уничижительной травли Путтик счел нужным заступиться за авторов танка: «Расположение башен (-?) и пулеметов было гениально и эффективно», «я был впечатлен мастерством и изобретательностью, проявленными теми, кто занимался проектированием и производством танка, адаптируя гражданскую машину для военных целей».

    На таком фоне испытательный цикл танков Семпла вскоре официально завершили. Армия приняла танки Семпла на свой баланс, посчитали, что машины пригодны для береговой обороны, но их отправили в мастерскую на модернизацию, чтобы лишить башен и закрыть отверстие от нее полудюймовой броней. К апрелю 1942г. работа была завершена. (Рис.17)

 

Рис.17 – Так выглядел танк Семпла без башни.

 

     В итоге армия согласилась оставить эти машины в эксплуатации только в том случае, если с них снимут вооружение! Пишут, что в Burnham camp с их помощью убирали деревья, которые были выкорчеваны у офицерской столовой. К марту 1944г. с машин сняли бронекорпуса, вернув их в статус бульдозеров. Один из них (находился в Окленде) в таком виде даже отправили на Тихоокеанский театр в 1944г.

     ⃰ Колесно-гусеничный танк Schofield.

     Как пишут, примерно в июне 1940 года Эрнест Джеймс Шофилд/Сколфилд (Ernest James Schofield), продавец автомобилей General Motors в Веллингтоне (в других источниках пишут, что E.J.Schofield являлся представителя компании "General Motors" в Окленде), обратился к своему члену парламента Уильяму Теофилу Андертону (Рис.18) с идеей создания боевой машины, которая могла бы двигаться на гусеничном или колесном ходу.

 

Рис.18 - William Theophilus Anderton, 1891 – 1966гг.

 

     На этом этапе Schofield построил модель из конструктора Meccano (система состояла из многоразовых металлических полос, пластин, угловых балок, колес, осей и шестерен, а также пластиковых деталей, которые соединялись с помощью гаек и болтов, что позволяло создавать рабочие модели механических устройств), демонстрирующую основной принцип работы. Anderton, видимо, поспособствовал постройке прототипа танка Schofield 19-го августа Военный департамент заказал два натурных образца из металла для проведения ходовых испытаний.

      К декабрю 1940г. Schofield на шасси грузовика Chevrolet CKD 6 (60 см) или 3-х тонного грузовика Chevrolet RHD построил одну колесно-гусеничную боевую машину. Конструкция была весьма технологичной: двигатель, коробка передач, задний мост и колеса были заимствованы от грузовика, а их переделки сведены до минимума. (Рис.19)

 

Рис.19 – Первый прототип Schofield Tank.

 

     Масса ок. 5 или 6 тонн. Габариты машины не приводятся. Броневая обшивка была поставлена ​​Новозеландскими железными дорогами (New Zealand Railways), ее толщина варьировала от 6 мм до максимум 10 мм. В передней части машины под бронированным капотом находился бензиновый 6-цилиндровый двигатель Chevrolet мощностью 29,5 л.с. (в некоторых источниках указывают мощность двигателя 216 л.с.) Далее следовала забронированная кабина водителя. Крыша отделения управления могла подниматься, при этом пулеметную башню требовалось разворачивать назад на 180° (см. снимки выше). Сиденье водителя также можно было поднимать и опускать. В кабине водителя находился курсовой пулемет, возможно, Besa. В кормовой части машины пристроили пулеметную башню, по виду, от британского малого легкого танка типа Vickers Light Tank Model 1934. Вероятно, в башне размещался пулемет Vickers.  Экипаж танка предполагал наличие 3 человек: водителя и двух стрелков из пулемета – вероятно, один из них выполнял функции командира. Пишут, что гусеничная ходовая часть была получена из ходовой части транспортера Universal Carrier, но в гусеничной части танка Schofield просматривается 4-ре опорных катка (по два в двух тележках на подвеске Хорстмана), а не три, как на Universal Carrier. Это обстоятельство, а также наличие на танке Schofield башни от танка типа Vickers Light Tank Model 1934 допускает предположение, что и гусеничная ходовая часть была заимствована от него же. Правда, остается не исследованным вопрос, откуда в Новой Зеландии в 1940г. или раньше мог появится танк этого типа или части от него. (Рис.20)

 

Рис.20 – Британский Vickers Light Tank Model 1934.

 

     Чтобы средняя часть гусеницы на колесном ходу не провисала, ее с каждой стороны подвешивали на цепочках.

     Колесная часть имела формулу 4х2. Передние колеса, прикрытые изогнутом бронелистом, не снимались вообще – что позволяет говорить о том, что с опорой на гусеницы танк становился не колесно-гусеничным, а полугусеничным; в то время как на колесном ходу машина смотрелась как колесно-гусеничная. На колесном ходу задние колеса являлись ведущими. Колеса были не подрессорены, вследствие чего такой танк мог перемещаться лишь по дорогам с хорошим покрытием.

     Переход с колесного хода на гусеничный осуществлялся следующим образом: продольная балка, к которой крепились тележки с гусеничными опорными катками силой мотора опускалась вниз, и танк становился на гусеницы. Задние колеса при этом вывешивались, и экипаж снимал их с оси и закреплял в специальных контейнерах по бортам корпуса. Требовалось 7 минут, чтобы перейти с колесного хода на гусеничный.

     Переход с гусеничного хода на колесный производился в обратном порядке: экипаж крепил к задней оси задние колеса, затем балка с тележками поднималось, и машина оставалась на колесах. Эта процедура занимала 10 минут.

     С декабря 1940 года прототип Schofield Tank начали испытывать. Максимальная скорость по дороге составила 72 км/ч (45 миль в час) на колесах и 43 км/ч (27 миль в час) на гусеницах. Запас хода 350 миль. Также выяснилось, что конструкция установки передних колес и система управления ими не обеспечивают нормального маневрирования машины при движении на колесном ходу, а во время движения на гусеницах передние колеса и вовсе отваливаются. При передвижении на гусеницах по песчаным грунтам танк обладал невысокой проходимостью. Были также нарекания на двигатель, который имел склонность к перегреву.

     Эйфория от первоначального энтузиазма по поводу Schofield Tank растаяла - говорят, новозеландский отдел “General Motors” в предвкушении контракта на танки заказал в Канаде 48 шасси Chevrolet CKD 60 см, шасси прибыли через год, когда заказ уже аннулировали.

     Однако проект заинтересовал некоторых специалистов, которые высказывались за то, чтобы машина была усовершенствована в соответствии со сделанными замечаниями, а ее вооружение - усилено. Пишут, что правительство попросило разработать лучшую конструкцию. В некоторых источниках сообщается, что за переработку проекта взялся сам Schofield, в других пишут: улучшенную модель разрабатывал «другой член первоначальной команды», но кто это был – видимо, секрет.

     Улучшенная версия танка Schofield или как ее иногда обозначают - Schofield Tank 2-я модель была получена с солидной задержкой по времени - только в декабре 1942 года, машина строилась в железнодорожных мастерских Хатт Валлей. Практически все источники отмечают, что «теперь машина внешне выглядела намного совершеннее». Вот только танком ее назвать невозможно – башня машины не имела полного бронирования крыши, а, учитывая, что на Schofield Tank 2 была установлена 2-фунтовая пушка (40-мм), то получилась настоящая противотанковая колесно-гусеничная САУ. (Рис.21)

 

 

https://i02.fotocdn.net/s124/96407af64e8c26e9/public_pin_l/2830266115.jpg

Рис.21 - Schofield Tank 2.

 

     Масса 5290 кг., в некоторых источниках указывают 6,5 т.  Габариты: длина 3990 мм, 2600 мм, высота на гусеницах 2020 мм, на колесах – 2100 мм. Бронирование: башни спереди – 11 мм, бортов и кормы – 6 мм, передней части корпуса – 11 мм, бортов, кормы и днища – 6 мм, крыши корпуса – 4 мм. Башня поворачивалась вручную. Экипаж 3 чел.: командир, водитель, наводчик. Все вооружение в башне: 40-мм пушка и пулемет Besa. Боекомплект орудия составлял 52 снаряда и от 12 до 14 ящиков с магазинами для пулемета, в каждом из которых содержалось по 225 патронов. Силовая установка осталась прежней, но, вроде бы, имела улучшенное охлаждение и коробку передач. Впрочем, бывает, указывают, что на машине появилась трансмиссия «типа Мармон-Херрингтон CTLS-4ТА». Заметно изменилась ходовая часть. Исчезли массивные фальшборты и балки, за счет которых происходил подъем/опускание гусеничной части. Теперь при переходе на гусеничный ход снимались все колеса – и задние, и передние.

      Испытания в январе 1943 года на Маори оказались успешными. Танк развивал около 50 миль на шоссе и 20 миль на пересеченной местности. Запас топлива обеспечивал радиус действия в 420/560 миль (- до 900 км). Было решено, что в целом машина удалась. Интерес к ней проявил Медицинский корпус, считавший возможным использовать ее в качестве скоростной бронированной скорой помощи и парашютно-десантных войсках.

     Вскоре Schofield Tank 2 отправили в Великобританию. 11 октября 1943 года машина была показана Британскому правительству на параде конной гвардии в Лондоне. Британский Department of Tank Design подверг машину испытаниям на полигоне в Чобхеме. Были выявили ряд недостатков, однако в целом конструкция себя оправдала, и машина легко переходила с колес на гусеницы и обратно. Было отмечено, что сделанные замечания в принципе устранимы, однако производить колесно-гусеничную ПТ-САУ с 2-фунтовым орудием в 1943г. британцы не собиралась.

     Машина еще несколько лет хранилась, а после войны ее списали на слом.

     ⃰ Производство БТР Universal Carrier в Новой Зеландии.

   Транспортер Universal Carrier был разработан в Великобритании около 1934/35г. Благодаря свой простоте и универсальности, завоевал нишу сверхлегких бронетранспортеров армий стран Содружества и союзников. Universal Carrier в разных модификациях производился английскими, канадскими, австралийскими и новозеландскими фирмами, а также выпускался в США по британскому заказу. С 1937 (по другим данным, с 1934г.) по 1960 год (в Англии производство продолжалось, как будто, до 1960г.) изготовлено от 90 000 до 113 000 единиц машин на базе Universal Carrier. (Рис.22)

 

Похожее изображение

 

 

Картинки по запросу Bren Carrier Mk (II) Картинки по запросу Bren Carrier Mk (II)

 

Рис.22 - Universal Carrier в варианте бронетранспортеров Mk. I-II Bren-Carrier.

 

     Боевая масса Bren Carrier Mk I-II - 3,75 т (3657х2057х1588 мм, клиренс 203 мм), бронирование 7-10 мм, экипаж 4 человека. Вооружение: 7,7-мм пулемет Bren, могло также устанавливаться 13,9-мм противотанковое ружьё Boys.

     В Новой Зеландии в начале 1940-х было произведено около 1300 экземпляров машин типа Universal Carrier в австралийском варианте Universal Carrier MG, Local Pattern No. 2, также известном как "LP2 Carrier (Aust)". На этих машинах устанавливались б/у детали от грузовиков Ford 1938–1939 годов выпуска. (Рис.23)

 

LP2 Carrier (Aust).

Рис.23 - Universal Carrier носитель пулемета (machine gun carrier) австралийского типа.

 

     ⃰ Бронеавтомобили.

     Летом 1940г., британцы, понимая, что не смогут в текущей ситуации удовлетворить запросы собственной армии и армий Содружества на тяжелое вооружение, начали искать нестандартные решения. Лорд Бивербрук (Lord Beaverbrooke), в то время министр авиастроения Великобритании, предложил строить из подручных материалов импровизированные бронеавтомобили. В качестве базы выбирались доступные дешевые шасси и двигатели Standard Motor Company. На шасси надлежало устанавливать технологически простые противопульные бронекорпуса. Монтировался клепаный бронекорпус из 11-миллиметровой стали, его листы крепились к дубовым доскам толщиной 3 дюйма. Корпус был открытым сверху и сзади. Вооружение состояло из ручного пулемета Bren, стрельба из которого могла вестись через щель в казематной броне. Произведенные таким способом боевые машины получили название Standard Car 4×2, Car Armored Light Standard, но более известные как Beaverette. (Рис.24)

 

Рис.24 - Standard Car 4×2, Car Armored Light Standard.

 

     Масса 2 т. Габариты: длина 4,1 м, ширина 1,6 м, высота 1,52 м. Экипаж 3 чел. Двигатель бензиновый Standard 4-cylinder мощностью 46 л.с. Ходовая часть 4х2. Максимальная скорость 38 км/ч, запас хода 300 км.

     За счет быстрого переоборудования в кратчайшие сроки рассчитывали получить не менее 3000 таких БА.

     В Новой Зеландии вняли этой идее, появилась местная версия Beaverette NZ. Машины по британской схеме строились в мастерских Новозеландской железной дороги в Хатт-Вэлли (New Zealand Railway workshops in Hutt Valley или New Zealand Railway Department Hutt Workshops). Новозеландцы в качестве базы использовали шасси грузовика Ford грузоподъемностью 3/4 или 1 тонну. С броней была проблема, поэтому использовали сталь корпусов со списанных кораблей. Экипаж 4 чел. Всего было построено 208 единиц. До поступления на острова британской и американской бронетехники это были единственные боеготовые бронированные боевые машины на территории Новой Зеландии.

    ⃰ Новозеландские подразделения в британской армии.

   После начала Второй мировой войны правительство Новой Зеландии санкционировало формирование 2-го Новозеландского экспедиционного корпуса (2 NZEF) – 1 NZEF формировался в Первую мировую войну. Первым крупным сухопутным подразделением, отправленным на службу за границу, была 2-я дивизия. Командиром дивизии назначили Бе́рнарда Си́рила Фре́йберга (Рис.25).

 

Рис.25 – Bernard Cyril Freyberg, 1st Baron Freyberg, 1889-1963гг. Британский офицер, по просьбе новозеландского правительства в 1939г. назначен командиром 2-й новозеландской дивизии. Фрейберг был главнокомандующим силами союзников во время Критской операции в мае 1941г.

 

     В январе-феврале 1940г. части дивизии отправились в Египет. В южном пригороде Каира в Маади (Maadi) находились новозеландские лагерь, полигон, центральный склад. Британцы вооружили новозеландскую дивизию. В составе дивизии имелся кавалерийский полк – Divisional Cavalry Regiment. Им командовал подполковник Каро Пирс (Caro Pierce). Полк прибыл из Новой Зеландии, имея на вооружении 6 транспортеров Universal Carrier, в марте британцы передали новозеландцам еще 12 таких транспортеров и пять малых легких танков Vickers Light Tank Mk.III (Рис.26).

 

Рис.26 – Британский малый легкий танк Light Tank Mk.III.

 

     Вероятно, вскоре полк получил еще некоторое количество танков Vickers Light Tank Mk.III и даже типа Vickers Light Tank Mk.II (Рис.27).

 

Рис.27 - Vickers Light Tank Mk.II. Вероятно, новозеландцы получали более поздние варианты – Mk.IIА или Mk.IIВ.

 

     В июле 1940г. дивизия была отправлена в Мерса-Матрух (Mersa Matruh) – порт на шоссе от дельты Нила до Ливийской границы, в 240 км к западу от Александрии. В том же месяце британцы начали вербовку новозеландских добровольцев из Divisional Cavalry Regiment для участия в Long Range Desert Group (патруль пустыни дальнего действия). (Рис.28)

 

 

Рис.28 – Отряд Long Range Desert Group. Патрулирование, как правило, осуществлялось на вооруженных грузовиках. Структура Long Range Desert Group просуществовала с июля 1940г. до августа 1945г.

 

     Летом-осенью 1940г. Британцы перевооружили Divisional Cavalry Regiment, взамен устаревших малых лёгких танков Mk II и Mk III были получены броневики южноафриканского производства Marmon-Herrington.

     С июня 1940г. по январь 1941г. C Squadron Divisional Cavalry Regiment находился в Великобритании, а затем присоединился к полку в Египте. В Англии Squadron получил первые танки. (Рис.29)

 

Рис.29 – Танк типа Vickers Light Mk VI C Squadron Divisional Cavalry Regiment в Англии, осень 1940г.

 

    9 декабря 1940г. началось крупное наступление союзников в Ливии против итальянских войск. 2-я новозеландская дивизия не принимала активного участия в наступлении, но 15 декабря Divisional Cavalry Regiment было приказано захватить брошенные около Nibeiwa итальянские танки Fiat M11/39. Задачу выполнила команда из 25 бойцов под командой лейтенанта H. A. Robinson. Нет данных о том, что трофейные танки использовались новозеландцами.

     В марте 1941г. 2-я новозеландская дивизия была включена в корпус АНЗАК (вместе с 6-й австралийской дивизией), который поддерживала 1-й британская бронетанковая бригада – все вместе это составляло экспедиционный корпус Британского Содружества (W Force). Эти части в марте 1941г. были отправлены в Грецию. Видимо, в Греции новозеландцы впервые непосредственно вступили в бой. Увы, борьба за Грецию оказалась неудачной для сил Британского Содружества. В частности, Divisional Cavalry Regiment, занимавший позиции на линии Алиакмон (Alimakmon Line) был рассеян во время отступления союзников. (Рис.30, Рис.31)

 

Рис.30 – Позиции новозеландской дивизии на Alimakmon Line на 5 апреля 1941г.

 

Рис.31 – Броневик Marmon-Herrington новозеландского Divisional Cavalry Regiment в Греции.

 

     После эвакуации из Греции новозеландцев перевели на Крит, но и здесь союзники в мае 1941г. потерпели поражение от немецкого парашютного десанта. Остатки дивизии вместе с остальными британскими войсками были эвакуированы в Египет.

     В июне - сентябре 1941г. новозеландская дивизия была пополнена, ее боеспособность восстановлена. Divisional Cavalry Regiment получил 14 транспортеров Universal Carrier (22 августа 1941г.) и 26 малых легких танков типа Vickers Light Mk VI (октябрь 1941г.). Пишут также, что в полк поступили колесные танки/бронеавтомобили Humber.

     18 ноября 1941г. союзники начали наступательную операцию «Крестоносец» (Crusader), новозеландская дивизия также была задействована в этой операции. В ходе боевых действий, 27 ноября 1941г., новозеландцы взяли на вооружение четыре легких американских танка М3 Stuart, которые были отбиты у немцев – танки были переданы в C Squadron Divisional Cavalry Regiment. Уже на следующий день вновь обретенным танкам М3 Stuart пришлось принять участие в деле. (Рис.32)

 

Рис.32 – Новозеландской пехоте приходилось частенько взаимодействовать с английскими танкистами. На фото британские танки А12 Matilda вместе с пехотой 19-го новозеландского батальона, соединяющегося с гарнизоном Тобрука, 27 ноября 1941 года.

 

     Подразделения Divisional Cavalry Regiment с 10 декабря 1941г. по 6 января 1942г. принимали участие в боях за местечко Бардия (Bardia). 2 января 1942 года лейтенант полка Э. В. Керр (E. W. Kerr) принял капитуляцию немецкого генерала Артура Шмитта (Artur Schmitt), командующего гарнизоном Бардии. Новозеландцы освободили пленных союзников. 6 января полк покинул Бардию. К 26 января 1942г. новозеландскую дивизию отвели в ее лагеря в Маади.

     В марте - мае 1942г. новозеландская дивизия находилась в Сирии – личный состав был занят на строительстве укреплений в долине Бекаа на случай вступления в войну Турции на стороне Германии. С 16 июня части дивизии, включая Divisional Cavalry Regiment, участвовали в боях по отражению наступления Роммеля в Египте. 27 июня полк получил ПТ-САУ на базе Universal Carrier. 8 июля 1942г.  в Divisional Cavalry Regiment в качестве пополнения поступили от британцев (из их пула по ленд-лизу) 15 танков М3 Stuart – с этого момента танки М3 Stuart стали статным вооружением Divisional Cavalry Regiment. (Рис.33)

 

 

Рис.33 – Танки М3 Stuart кавалерийского полка.

 

   Согласно британскому штату, кавалерийский полк должен был располагать 26 легкими танками, 44 пулеметными транспортерами, 65 автомашинами, 26 мотоциклами и 4 самоходными 2-фунтовыми (40-мм) орудиями на шасси грузовиков Morris CS. Однако получил ли полк машины согласно этим штатам – неизвестно. Однако сообщают, что танки М3 Stuart оставались основой новозеландского кавалерийского полка до конца Североафриканской кампании. Затем их сменили колесные танки американского производства Staghound и канадские бронеавтомобили Lynx.

      Полк, как и новозеландская дивизия в целом продолжали активные действия по сдерживанию немецкого наступления вплоть до 31 августа 1942г. В этот день танкисты В Squadron Divisional Cavalry Regiment блокировали немцев на минном поле, а два танка А Squadron Divisional Cavalry Regiment отогнали восемь итальянских танков Fiat M13/40. 10 сентября новозеландцы были отведены с передовой на свою базу под Каиром. Начиная с 23 октября 1942г. Divisional Cavalry Regiment участвовал в сражении при Эль Аламейне и последовавшим на ним преследованием итало-германских войск вплоть до Туниса.

     С 5 октября 1942г. в составе 2-й новозеландской дивизии на базе 4-й новозеландской пехотной бригады начали формировать 4-ю новозеландскую бронетанковую бригаду (4th Armoured Brigade). Ее командиром стал генерал-майор Линдсей Мэрритт Инглис. При формировании 4-й новозеландской бронетанковой бригады первоначально в ее состав входил только один полк - 19-й бронетанковый полк (19th Armoured Regiment). Интересно, что первыми танками, которые получила бригада оказались два или четыре британских танка Covenanter (Рис.34).

 

 

Рис.34 – Британский танк Cruiser Tank Mk.V А13 Mk III Covenanter.

 

     Согласно британскому штату того времени, бронетанковый полк мог насчитывать до 52-х танков. Бригада, как будто, получила американские средние танки M3 Lee/Grant (Рис.35), но основу составляли танки М3 Stuart.

 

Рис.35 – Новозеландский офицер знакомится с танком Medium M3 – танк в руках английского оператора, 7 августа 1942г. Фотография из коллекции Alexander Tumbull Library.

 

     Машинами поддержки являлись американские полугусеничные транспортеры М5 и канадские БА Lynx.

    Как пишут, 2-я новозеландская дивизия сыграла заметную роль в разгроме немецких и итальянских войск во второй битве при Эль-Аламейне (октябрь – ноябрь 1942г.). Именно новозеландская дивизия находилась на острие решающего удара 2 ноября 1942г. - её инженеры проделали в минных полях пять проходов, по которым в тыл врага устремились бронеавтомобили. (Рис.35а)

 

Рис.35а – Вверху – общая картина под Эль-Аламейном на 2 ноября 1942г., внизу - сектор наступления частей 2-й новозеландской дивизии.

 

     4 ноября части 2-й новозеландской дивизии смогли продвинуться на 24 км.

     После разгрома германо-итальянских войск под Эль-Аламейном дивизия принимала участие в наступлении 8-й британской армии на Тунис.

     В дальнейшем 2-я новозеландская дивизия и 4-я новозеландская бронетанковая бригада продолжили боевые действия в Италии вплоть до конца войны.

     В 1942 году на короткое время была сформирована 6-я новозеландская дивизия – практически новозеландский лагерь в Маади (Maadi) на юге Каира переименовали в 6-ю новозеландскую дивизию. Подразделение формировалось как диверсионная часть.

     ⃰ Оборонительные силы Новой Зеландии.

      С 1845г. на территории Новой Зеландии имелись Вооруженные силы Новой Зеландии (New Zealand Military Forces, NZMF), которые были сформированы на базе поселенческой милиции, созданной в том же году. В некоторых источниках части, формировавшиеся для обороны Новой Зеландии, вероятно, называют Ополчением, или Home Guard, или Territorial Force. До 1 ноября 1941г. в новозеландской армии было 4 бригады, но 1 ноября сформировали еще 3 новых бригадных штаба. Также были созданы три дивизионных штаба для координации действий частей, расположенных в Северном, Центральном и Южном военных округах (Military Districts). Северный военный округ включал «Северную дивизию» (позже 1-я дивизию) в составе 1-й и 12-й бригадных групп (Brigade Groups). В Центральном военном округе была создана 4-я дивизия (со 2-й и 7-й бригадами), на юге — 5-я (с 3-й, 10-й и 11-й бригадами). Считается, что было мобилизовано около 100 000 человек.

     ⃰ Формирование новозеландского бронетанкового корпуса.

     1 января 1942г. началось формирование New Zealand Armoured Corps. (Рис.36)

 

Рис.36 – Эмблема New Zealand Armoured Corps. Префикс Royal будет получен в 1947г.

 

     Помимо танковых подразделений 2-й новозеландской дивизии, действовавшей в Северной Африке - Divisional Cavalry Regiment и 4th Armoured Brigade, которые формально включили в состав New Zealand Armoured Corps – в Новой Зеландии также начали формировать бронетанковые части.

     16 октября 1941г. на территории Новой Зеландии приступили к организации 1-й армейской танковой бригады (1st Army Tank Brigade). Бригада предназначалась для присоединения ко 2-й новозеландской дивизии в Северной Африке, но после вступления Японии в войну бригада осталась в Новой Зеландии. Первоначально в ее составе было три танковых батальона: 1-й, 2-й и 3-й.  Батальоны были вооружены британскими танками Valentine. Первые 30 танков Valentine для этой бригады прибыли в октябре 1941г. В ноябре 1941г. во главе бригады был назначен вернувшийся из Египта бригадный генерал Грэм Бересфорд Паркинсон (Рис.37).

 

Рис.37 – Graham Beresford Parkinson, 1896-1979гг.

 

     К моменту начала Тихоокеанской войны в декабре 1941 года бригада не имела полного комплекта танков. Танки были сосредоточены в специальном батальоне. Остальная часть бригады была организована как пехотная бригада с тремя батальонами и практиковалась в противодействии высадке японских десантов. В начале 1942 года 3-й танковый батальон приступил к обучению на имеющихся танках. Когда прибыли новые танки, их распределили по 1-му и 2-му танковым батальонам. К августу 1942 года в Новой Зеландии было 120 танков Valentine и 24 М3 Stuart.

     В августе 1942 года командир 2-й новозеландской дивизии Freyberg потребовал перебросить 1-ю армейскую танковую бригаду на Ближний Восток. В своем послании правительству Новой Зеландии он отметил, что 2-я новозеландская дивизия понесла тяжелые потери от немецких и итальянских танков и «мы остро ощущаем нехватку собственного бронетанкового компонента». После дальнейшего рассмотрения было решено вместо этого использовать личный состав 1-й армейской танковой бригады для преобразования 4-й пехотной бригады 2-й новозеландской дивизии в 4-ю новозеландскую бронетанковую бригаду. Это было одобрено правительством Новой Зеландии в начале сентября, и 3-й танковый батальон 1-ю армейской танковой бригады отправили в Египет. 3-й танковый батальон покинул Новую Зеландию 12 декабря 1942 года и был расформирован по прибытии на место, чтобы его личный состав мог быть распределен по составным частя 4-й новозеландской бронетанковой бригады.

      В декабре 1942г. 1-я армейская танковая бригада была расформирована, и два ее танковых батальона продолжили раздельное существование. При этом пишут, что один батальон имел на вооружение танки Valentine, а другой – M3 Stuart. 1-й танковый батальон использовался для обороны территории, пока не был расформирован в июне 1943 года, а большая часть его личного состава была отправлена ​​в Северную Африку. 2-й танковый батальон был преобразован в Tank Squadron 3-й новозеландской дивизии – численность л.с. 3rd Division Tank Squadron составляла 270 чел., подразделение было вооружено танками Valentine: 25 шт. Valentine Mk III и 18 Valentine Mk III, доведенных новозеландцами до уровня CS.

     C 15.05.1942г. по 15.05.1943г., вероятно, формально в составе новозеландской армии числилась 7-я армейская танковая бригада. Известен ее командир – генерал-майор Varnham, Frederick Stuart. Ни о составе бригады, ни о ее судьбе никаких сведений в источниках не предлагается.

     В начале Второй мировой войны все 9 новозеландских конных стрелковых полка (Mounted Rifles Regiments) по-прежнему представляли собой в основном конные подразделения. (Табл.1)

 

Таблица 1 Light Armoured Fighting Vehicles Regiments.

1st Mounted Rifles (Canterbury Yeomanry Cavalry)

2nd Queen Alexandra's (Wellington West Coast) Mounted Rifles

3rd (Auckland) Mounted Rifles

4th (Waikato) Mounted Rifles

5th The Otago Mounted Rifles

6th (Manawatu) Mounted Rifles

9th (Wellington East Coast) Mounted Rifles

10th (Nelson) Mounted Rifles

11th (North Auckland) Mounted Rifles

 

     С началом войны три полка были преобразованы в моторизованные части, а в декабре 1941 года все девять полков были преобразованы в полки легких бронетанковых боевых машин (Light Armoured Fighting Vehicle, LAFV). Первоначально полки были оснащены броневиками Beaverette, транспортерами Universal Carrier и гражданскими машинами местного производства. С июня 1942 года на вооружение полков начали поступать танки M3 Stuart. В декабре 1942 года полки были реорганизованы: пять (2-й, 3-й, 5-й, 9-й и 11-й) были организованы как бронетанковые, а четыре (1-й, 4-й, 6-й и 10-й) - как резервные (recee regiments). Бронетанковые полки состояли из двух эскадронов (squadrons) танков М3 Stuart и одного эскадрона танков Valentine. Резервные полки состояли из одного эскадрона танков М3 Stuart, одного эскадрона БА Beaverette и одного минометного эскадрона с транспортерами Universal Carrier. В полках также использовали мостоукладчики на шасси танков Valentine и Covenantor.

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Технические концепции и Директории Этапа, Резюме, количественная оценка танковой техники за Этап, боевые типы, опытные типы, тактическая классификация боевых и опытных танков, классификация по массе, классификация по вооружению, оригинальные конструктивные решения, производство, импортные типы, отправные решения, Эпилог.

 

 

   * Технические концепции и Директории Этапа.

    В рассматриваемый Этап в Новой Зеландии развивались следующие технические концепции: Концепция гусеничного трактора (тр) 1915г., Концепция автомобиля на гусеничном ходу (лк) 1916г.

    Перечисленные концепции развивались по 2-м Директориям (Табл.2).

 

Таблица 2 – Директории Этапа 1940-1942гг.

Концепция гусеничного трактора (тр) 1915г.

Концепция автомобиля на гусеничном ходу (лк) 1916г.

1 Директория, 1940-1941гг.

Дублирующий реликтовый прототип Caterpillar D8, NZ, 1940 - (тр)35

Bob Semple Tank

2 Директория, 1940г.

Дублирующий прототип Chevrolet CKD/ RHD, NZ, 1940 – (лк)14

Schofield Tank

 

     *Резюме.

     Этап развития новозеландского танкостроения 1940-1942гг. не имеет логических Периодов.

     Известия о катастрофе союзников во Франции летом 1940г. взбудоражили общественность Новой Зеландии. Самые дальновидные и деятельные граждане вдруг осознали, что их армии требуются танки. Поскольку надежды на скорое получение танков из метрополии были призрачными, особо обеспокоенные лица, впрочем, имевшие отношение к техническим ресурсам, занялись конструкторской деятельностью – созданием танков из имевшихся на островах агрегатов, машин и материалов.

    *Количественная оценка танковой техники за Этап.

     Всего за Этап 1940-1942гг. в Новой Зеландии было произведено танков: 4 шт. (Табл.3).

 

Таблица 3 – Машины и проекты, отнесенные к категории танки, разрабатывавшиеся или производившиеся в Новой Зеландии в 1940-1942гг.

Типы эрзац танков 1940-1941гг.

Бронетрактора 1940-1941гг.

Bob Semple Tank

 

Бронированный гусеничный трактор

1940

1940-1941

3 шт.

Многоцелевые танки 1940г.

Легкие многоцелевые танки 1940г.

Schofield Tank

Минимальный по массе колесно-гусеничный танк

1940

1 оо

 

     ⃰ Боевые типы.

     К боевым типам отнесен Bob Semple Tank. Построенные танки этого типа, как будто, были приняты новозеландской армией, хотя и с многочисленными оговорками, но некоторые источники отвергают факт принятие этих машин на вооружение. Однако эрзац танки Bob Semple Tank были построены пусть и маленькой, но серией – это обстоятельство однозначно позволяет отнести эти машины под определение «боевые типы», принятое в данной работе.

 

Таблица 4 - Выпуск боевых типов танков в Новой Зеландии 1940-1941гг.

марка

тип

Количество выпущенных танков,

годы производства

Танков, изначально поступивших на вооружение новозеландской армии

Танков, изначально отправленных на экспорт

Bob Semple Tank

Эрзац танк

3 шт.

3 шт.

 

Итого

Эрзац танки

3 шт.

3 шт.

 

 

     ⃰ Опытные типы.

 

Таблица 5 – Выпуск опытных типов танков в Новой Зеландии 1940-1942гг.

марка

тип

Годы

количество

Schofield Tank

Минимальный по массе колесно-гусеничный танк

1940

1 оо

 

 

     * Тактическая классификация боевых и опытных танков.

 

Таблица 6 – Количество выпущенных боевых и опытных машин по тактическим типам.

Тактический тип

Боевые машины

Опытные образцы

итого

Эрзац танки

3

 

3 шт.

Минимальный по массе колесно-гусеничный танк

 

1

1 шт.

Итого

3 шт.

1 шт.

4 шт.

 

     * Классификация по массе.

 

Таблица 7 – Классификация по массам.

Минимальные по массе танки

до 6 т

Schofield Tank (1)

 

Итого: 1 шт.

Колесно-гусеничный танк.

Средние по массе танки

18,4-32 т

Bob Semple Tank (3)

 

Итого: 3 шт.

Эрзац танки.


     * Классификация по вооружению.

 

Таблица 8 – Классификация танков по вооружению.

Пулеметные

 

 

 

Итого: 4 шт.

Эрзац танки

Bob Semple Tank (3)

Многоцелевые типы

Schofield Tank (1)

 

 

     *Оригинальные конструктивные решения.

     Новозеландским изобретателям удалось получить в высшей мере оригинальную машину - Schofield Tank. Формально Schofield Tank является колесно-гусеничным танком, однако на гусеничном ходу передние колеса участвовали в движении наравне с гусеницами, благодаря этой особенности Schofield Tank можно охарактеризовать и как машину на полугусеничном ходу. (Табл.9, Табл.10)

 

Таблица 9 – Колесно-гусеничные танки.

марка

тип

Количество выпущенных

Schofield Tank

Минимальный по массе колесно-гусеничный танк

1 оо

 

Таблица 10 – Полугусеничные танки.

марка

тип

Количество выпущенных

Schofield Tank

Минимальный по массе колесно-гусеничный танк

1 оо

 

     ⃰ Производство.

Первый эрзац танк Боба Семпла строился в мастерских Public Works Department в Темуке (Temuka). Еще две таких машины произвели в мастерских New Zealand Railways в г. Аддингтон (Addington).

   Железнодорожные мастерские Аддингтона (Addington Railway Workshops) были открыты в 1877 году для ремонта и строительства железнодорожного оборудования, а также для сборки локомотивов, импортируемых из Англии. В 1889 году мастерские построили первый локомотив W 192, построенный NZR, и продолжали строить локомотивы до начала 1920-х годов. Помимо железнодорожных работ Аддингтон также выполнял контрактные работы, такие как производство компонентов золотых земснарядов. Во время Первой мировой войны мастерские производили военную технику, в том числе детали для самолетов.

     В 1920-е годы компания Addington была переориентирована на производство и капитальный ремонт подвижного состава, хотя продолжала проводить капитальный ремонт паровозов и электровозов. Ограниченное локомотивостроение возобновилось в 1962 году с постройкой маневровых локомотивов. Аддингтон также собрал дизель-гидравлические маневровые локомотивы Mitsubishi DSA и DSB в 1967–68 годах и четыре из пяти маневровых локомотивов Toshiba класса DSJ с центральной кабиной в 1984 году.

     В связи с рационализацией Новозеландской железнодорожной корпорации после дерегулирования в 1981 году мастерские Аддингтона закрылись 14 декабря 1990 года. Территория была расчищена, за исключением бывшей водонапорной башни. (Рис.38)

 

Рис.38 – Водонапорная башня, сохранившаяся от Addington Railway Workshops.

 

     5 апреля 1993 года на этом участке вдоль перестроенного участка пути был открыт новый железнодорожный вокзал Крайстчерча (Christchurch).

     Танк Schofield Tank также строился силами новозеландской железной дороги в мастерских Хатт Валлей (New Zealand Railway workshops in Hutt Valley или New Zealand Railway Department Hutt Workshops).

     Hutt Railway Workshops - это крупный объект железнодорожного машиностроения в Грейсфилде (Gracefield), пригороде Лоуэр-Хатта (Lower Hutt) в регионе Веллингтон (Wellington) на Северном острове Новой Зеландии. Предприятие было открыто в 1930г. Мастерские были оснащены новым, современным на тот момент оборудованием. На данным мощностях можно было выполнять строительство новых локомотивов, а также другие капитальные и ремонтные работы. Паровые локомотивы на этом предприятии выпускались до 1950 года, затем был сделан переход к тепловозам. Электровозы производились на площадке Hutt Railway Workshops – до 1980-х годов. Предприятие до 2010-х годов занималось ремонтом подвижного состава, сменив ряд собственников. (Рис.39)

 

Рис.39 – Современный вид на Hutt Railway Workshops.

 

   Крупной проблемой, тормозившей строительство бронетехники в Новой Зеландии было отсутствие предприятий, способных производить бронированный прокат.

 

Таблица 11 – Новозеландское танкостроение Этапа 1940-1942гг. по годам.

Директории

1940г.

1941г.

1-я

Bob Semple Tank (1)

Bob Semple Tank (2)

2-я

Schofield Tank (1)

 

3 шт.

1 оо

= 4

1 шт.

1 оо

= 2

2 шт.

 

= 2

 

      ⃰ Импортные типы.

     Новозеландские танковые подразделения (2nd Division Cavalry Regiment и 4th Armoured Brigade) в Северной Африке вооружались британцами, т.е. британцы фактически предоставляли свою технику в пользование новозеландским частям, действовавшим в составе британских войск. Рассмотрим, какие типы танков и в каком количестве могли получать новозеландцы в Северной Африке в 1940-1942гг. Эти машины не будут приниматься в расчет, как оборудование, поступившие в ведение новозеландских властей.

     Приблизительно в марте-апреле 1940г. британцы выдали новозеландскому 2nd Division Cavalry Regiment пять танков Vickers Light Tank Mk.III и, вероятно, около того количества танков типа Vickers Light Tank Mk.II, скорее всего, в вариантах Mk.IIА или Mk.IIВ. Эти машины совсем недолго – до осени 1940г. использовались для обучения экипажей. Летом 1940г. один из эскадронов полка, находившийся в Великобритании был вооружен малыми легкими танками типа Vickers Light Mk VI – вероятно, не более 8 шт. В октябре 1941г. 2nd Division Cavalry Regiment получил полный комплект танков – 26 машин малых легких танков типа Vickers Light Mk VI, а также в полк поступили колесные танки Humber (их количество неизвестно). 27 ноября 1941г. новозеландцы отбили у противника и взяли в эксплуатацию четыре легких американских танка М3 Stuart. 8 июля 1942г. в Divisional Cavalry Regiment в качестве пополнения поступили 15 танков М3 Stuart – с этого момента танки М3 Stuart стали статным вооружением Divisional Cavalry Regiment до конца Североафриканской кампании.

     С 5 октября 1942г. началось сформирование новозеландской 4th Armoured Brigade. При формировании в ее состав входил только один полк - 19-й бронетанковый полк (19th Armoured Regiment). Согласно британскому штату того времени, бронетанковый полк мог насчитывать до 52-х танков. Первыми танками, которые получила бригада оказались два или четыре британских танка Covenanter. Новозеландцы использовали танки Covenanter в качестве учебных в период с декабря 1942 по сентябрь 1943 года. Пишут, что на вооружение бригады поступали американские средние танки M3 Lee/Grant, но основу составляли танки М3 Stuart – и те, и другие поступали из британского пула ленд-лиза. Вероятно, в начале формирования – единственный полк бригады мог получить всего лишь несколько танков M3 Lee/Grant и около 45-47 танков М3 Stuart.

 

Таблица 12 – Материальная часть новозеландских танковых подразделений в составе британских войск в Северной Африке в 1940-1942гг.

марка

тип

Кол-во

Дата поступ-

ления

Дата окончания эксплу-

атации

Примечания

Vickers Light Tank Mk.III

Малый легкий танк

5 шт.

март 1940г.

сентябрь 1940г.

2nd Division Cavalry Regiment

в качестве учебных машин

типа Vickers Light Mk.II

Малый легкий танк

5 шт.°

март-апрель 1940г.

сентябрь 1940г

2nd Division Cavalry Regiment

в качестве учебных машин

типа Vickers Light Mk.VI

Малый легкий танк

8 шт.°

 

 

26 шт.

лето 1940г.

 

октябрь 1941г.

октябрь 1941г.

июль 1942г.-1943г.

C Squadron Divisional Cavalry Regiment

2nd Division Cavalry Regiment

 

Light Tank (Wheeled) Humber

Легкий по массе колесный танк

? шт.

октябрь 1941г.

1943г.

2nd Division Cavalry Regiment

 

Light Tank M3

Легкий танк

4 шт.

 

 

 

15 шт.

 

45-47 шт.

ноябрь 1941г.

 

 

июль 1942г.

октябрь 1942г.

лето 1942г.°

 

 

1943г.

 

1943г.

2nd Division Cavalry Regiment

отбитые немецкие трофеи

2nd Division Cavalry Regiment

4th Armoured Brigade

 

Cruiser Tank Mk.V А13 Mk III Covenanter

Полусредний по массе крейсерский танк

4 шт.

октябрь 1942г.

сентябрь 1943г.

4th Armoured Brigade

в качестве учебных машин

 

типа

Medium M3

Средний танк

до 5 шт.°

октябрь 1942г.

1943г.

4th Armoured Brigade

 

°Предположительно.

 

     С осени 1941г. в Новою Зеландию стали поступать танки для вооружения новозеландской армии, оборонявшей родные острова. Эти машины можно рассматривать, как собственность новозеландских властей.

     В октябре 1941г. в Новую Зеландию прибыли первые 30 (или 20) танков Valentine. К августу 1942 года в Новой Зеландии было 120 танков Valentine. Показывают, что всего с октября 1941 по март 1943 года было импортировано 255 танков Valentine. Перечисляют следующие модификации, поступивших танков Valentine и их количество: 100/98 шт. Mk II, 74/80 шт. Mk III и 81/77 шт. Mk V. Два последних варианта имели трехместные башни, а Mk V оснащался американским дизельным мотором. При этом указывают, что Mk III/V поставлялись с конца 1942г. до начала 1944г. (Рис.40)

 

Рис.40 - Valentine Mk III/V.

 

      Поступившие на вооружение новозеландской армии танки получили местные регистрационные номера. Их распределили по трём бронетанковым полкам и в 3rd Division Tank Squadron. В составе 3rd Division Tank Squadron 17 танков Valentine III (по другим данным, в этом эскадроне находилось 25 танков Valentine III) использовались в операции по освобождению островов Грин, располагающихся к востоку от Новой Гвинеи. 11 февраля 1944г. танки высадились на атолле Ниссан. Это стало единственной боевой операцией с участием новозеландских танков Valentine. (Рис.41)

 

Рис.41 – Эксплуатация танков Valentine новозеландцами.

 

   Вероятно, танки Valentine с двухместной башней (Mk II) не эксплуатировались с 1944г., а последние машины типа Valentine были сняты с вооружения в 1963 году. (Рис.42)

 

Рис.42 – Новозеландский Valentine V, 1950-е годы.

 

     Часть из этих танков оказалась в Австралии, где они переделывались в тягачи и инженерные машины.

     Помимо танков Valentine в Новую Зеландию поступило 11 мостоукладчиков на шасси Valentine. По другим сведениям, в конце 1942г. новозеландцы приобрели 13 мостоукладчиков на шасси танка Covenanter, но: «Они использовались вместе с мостоукладчиками Valentine для обеспечения мостовой поддержки бронетанковых войск, дислоцированных в Новой Зеландии». Впрочем, возможно, были получены мостоукладчики и на шасси Valentine, и на шасси Covenanter.

     В июне 1942г. в Новую Зеландию поступили первые 22 танка M3 Stuart, а всего к июлю 1943г. была получена 401 единица танков M3 Stuart в вариантах: Light Tank M3 с башней D58101, известный как Stuart Hybrid или M3 Hybrid Light Stuart (109 шт.) и Light Tank M3А1 с бензиновым двигателем, он же Stuart III (292 шт.). Танки M3 Stuart поступали на вооружение подразделений 1-й армейской танковой бригады и в бронетанковые полки – бывшие полки Light Armoured Fighting Vehicle. С 1944г. машины M3 Stuart, по большей части, находились на хранении. Официально сняты с вооружения в 1955г. – в некоторых источниках указывают 1953г.

     С октября 1942г. по март 1943г. новозеландцы, как указывают, «приобрели» у британцев 33 или 34 танка Matilda CS А12. Шесть танков были переданы 1-ой армейской танковой бригаде и по две машины во 2-й, 3-й, 9-й и 11-й бронетанковые полки - бывшие полки Light Armoured Fighting Vehicle. Остальные находились в Бронетанковой боевой школе в Вайору (Armoured Fighting School at Waiouru/Waiouru Military Camp) для учебных целей или в качестве запасных частей в Трентэме (Trentham Military Camp). В 1943г. 18 (по другим данным, только 9) машин были разоружены – с них сняли гаубицы для установки на танки Valentine. В мае 1944г. австралийцы, как будто, выменяли у новозеландцев 16 танков Matilda CS А12, предоставив взамен линейные А12 Matilda – впрочем, возможно, что австралийцы и не предоставили замену, поскольку новозеландцы были невысокого мнения о танках А12 Matilda. В некоторых источниках допускают, что австралийцы забрали у новозеландцев все 34 танка Matilda CS А12, мне представляется это маловероятным, поскольку, как говорилось выше 18 (или 9) танков Matilda CS А12 уже потеряли гаубичное вооружение. Таким образом, к лету 1944г. новозеландцы, скорее всего, лишились всех своих танков Matilda CS А12.

 

Таблица 13 – Импортные танки в новозеландской армии на территории Новой Зеландии, поступившие с 1941-1942гг.

марка

тип

Кол-во

Дата поступ-

ления

Дата окончания эксплу-

атации

Примечания

Infantry Tank Mk.III Valentine I//II//IV

Полусредний по массе тяжелобронированный пехотный танк

98/100 шт.

1941-1942гг.

1941-1944гг.

 

Infantry Tank Mk.III Valentine III//V

Полусредний по массе тяжелобронированный пехотный танк

155 шт.

 

1942-1943/44гг.

 

1943-1963гг.

 

Light Tank M3

Легкий танк

109 шт.

1942-1943гг.

1942-1953/55гг.

На хранении с 1944г.

Light Tank M3А1

Легкий танк

292 шт.

1942-1943гг.

1942-1953/55гг.

На хранении с 1944г.

Matilda CS А12

Средний по массе танк огневой поддержки

34/33 шт.

1942-1943гг.

1943-1944гг.

 

 

     ⃰ Отправные решения.

 

Таблица 14 – Дублирующие реликтовые прототипы.

1940г.

Дублирующий реликтовый прототип Caterpillar D8, NZ, 1940 - (тр)35

Caterpillar D8

 

Гусеничный трактор

1940г.

Дублирующий прототип Chevrolet CKD/ RHD, NZ, 1940 – (лк)14

Chevrolet CKD/ RHD

 

3-тоный грузовик

 

     ⃰ Эпилог.

    В 1940-1941гг. в Новой Зеландии развивалось два проекта танков, создававшихся из подручных материалов, в качестве временной меры до начала поставок танков из Британии и США.

    

 

Издательский центр «ОСТРОВ»
выпускает литературу по истории Карельского перешейка и Кронштадта.
В серии монографий по фортам крепости Кронштадт готовится к печати книга В.Ф. Ткаченко Форт «Обручев» брат «Тотлебена».
В ближайших планах шестая книга серии «Карельский перешеек. Страницы истории».
Наш адрес: zitadel@bk.ru