ТАНКИ БРИТАНИИ
1903-1919гг.
© Смирнов А.Г., 2016г.
1 Директория, 1903г.
Высококолесная концепция (бк) 1903г.
Директория основана на идее бронированных вооруженных машин повышенной проходимости на трехметровых pedrial колесах Диплока, публично высказанной фантастом Г.Уэллсом. |
1.1) Land Ironclad
Реликтовый прототип «Сухопутный броненосец», UK, 1903 - (бк)1
Сухопутный броненосец: 30 м, ?т, автоматические винтовки шт. и, возможно, пулеметы – шт.?, 42 чел
Иллюстрация «Сухопутного броненосца», январь 1904г.
Фантастический рассказ Г.Уэллса, декабрь 1903г.
2 Директория, 1914-1915гг.
Концепция боевой гусеничной машины (бгм) 1903г.
Идея капитана Туллоча (Туллока) о «сухопутном линкоре» («сухопутном крейсере») на шасси гусеничных тракторов Hornsby. |
2.1) Land Ship
Дублирующий реликтовый прототип «Сухопутный линкор», UK, 1914 - (бгм)7
Сухопутный линкор: 100-300т, 6х12-фунтовых ор, 12пуль, 100 чел
Точного изображения или чертежей не существовало, только идея, на рисунке отражена общая концепция, очень и очень условно.
Идея, октябрь 1914г. – февраль 1915г., Tulloch
3 Директория, 1915г.
Высококолесная концепция (бк) 1903г.
Директория основана на концепции высококолесной конструкции типа лэндшип, предложенную британским офицером Хезерингтоном (T.G. Hetherington). Образцов, реализованных в металле, построено не было. |
Дублирующий реликтовый прототип Big Wheel Machine, UK, 1914 – (бк)7
The Big Wheel Machine
3.1) Pedrial Big Wheel
Прямой прототип: Big Wheel Machine
Сухопутный линкор: 20т, 102 мм, ? пуль, ? чел
Сухопутный линкор: 20т, 2х37/57мм, 12 пуль, 18? чел
Проект Хезерингтона при участии д’Энкура, февраль-март 1915г.
4 Директория, 1915г.
Концепция боевой гусеничной машины (бгм) 1903г.
В первой половине 1915г., наряду с другими, конкурировала идея разработки боевой машины на моногусеничном pedrial ходу. После постройки опытного шасси от идеи отказались. |
Дублирующий реликтовый прототип Diplock pedrails, UK, 1915 – (бгм)10
Diplock pedrails
полу-тонный моногусеничный pedrial прицеп
Проект коммодора Суэтера (Sueter), январь-февраль 1915г.
Выпускался январь 1915г., Pedrail Transport Ltd.
Выпущено 1 шт. (опытный).
4.1) Pedrial Landship Mk I
Непосредственный прототип: Diplock pedrails (бгм)10
Танк-транспортер: 25-28т, 12-фунтовое ор, 8 чел + 20 чел десанта
Проект, 1915г. февраль-март
(опытное шасси строилось летом 1915г., Metropolitan Carrige, Wagon & Finance Co., Stothert & Pitt Ltd.)
4.2) Pedrial Landship Mk II
Непосредственный прототип: Pedrial Landship Mk I
Танк-транспортер: 25-28т, 12-фунтовое ор, 8 чел + 50 чел десанта (по спецификации)
Проект, 1915г.
5 Директория, 1915г.
Концепция боевой гусеничной машины (бгм) 1903г.
Не реализованные в металле проекты гусеничных машин инженера Макфи. |
Дублирующий реликтовый прототип тип Macfie, UК, 1915 – (бгм)8
Macfie’s amphibious tracklayer
Трехгусеничное бронированное амфибийное шасси
Проект, апрель 1915г., Macfie
5.1) Macfie’s tracked vehicle
Непосредственный прототип: Macfie’s amphibious tracklayer
Сухопутный линкор: 25-30т, 2х57?мм, 4 пуль?, 10-12? Чел
Проект четырехгусеничного танка, апрель 1915г., Macfie
6 Директория, 1915г.
Концепция гусеничного трактора (тр) 1915г.
Летом 1915г. был построен единственный объект этой Директории – первый в истории бронированный трактор (без вооружения) или эрзац танк. |
Дублирующий реликтовый прототип трактор «Киллен-Страйт», UК, 1915 – (тр)2
Трактор «Киллен-Страйт»
трехгусеничный трактор
Имел деревянные траки на гусеницах.
6.1) Killen-Strait Armored Tractor
Непосредственный прототип: американский трактор «Киллен-Страйт»
Бронированный гусеничный трактор: 2-4?т, пуль, 2 чел
Проект, июль 1915г.
Выпускался июль 1915г., RNACD (Royal Naval Armoured Car Division)
Выпущено 1 шт. (опытный)
7 Директория, 1915-1918гг.
Концепция гусеничного трактора (тр) 1915г.
Идея приспособить шасси гусеничного трактора под боевую машину витала едва ли не с осени 1914г. Весной-летом 1915г. выбор пал на американский трактор Bulloсk. Первый образец на базе Bulloсk оказался неудачным. После глубокой модернизации ходовой части появилась машина, которая считается первым реальным танком - Little Willie. От этой машины ведет свою родословную первый в мире маневренный танк Light Tank Mk A, Whippet, который активно применялся во время WWI. Отталкиваясь от конструкции Little Willie, предпринимались попытки разработать тип танка с противоснарядной броней. |
Основной прототип Трактор Bulloсk, UК, 1915 – (тр)24
Bullock
Полугусеничный трактор
Американская фирма производитель Bullock Tractor Co., Chicago, USA
7.1) Crompton’s Project/Pedrial Landship Mk III
Непосредственный прототип: трактор Bullock
Танк-транспортер: 25т, 2х40мм/4пуль,/огнемет, 8? чел + 50 чел десанта (по спецификации)
Проект, 1915г.
Испытания сдвоенных шасси тракторов Bullock, июль 1915г.
Шасси строилось силами RNACD (Royal Naval Armoured Car Division)
7.2) Lincoln Machine No.1
Непосредственный прототип: Crompton’s Project
Бронированный полугусеничный трактор:
- проект: 16,5т, 40мм, 6 ручных пулеметов, 6 чел
- опытный образец: 14т, б/в, 2 чел
Разработка июль 1915г., Tritton
Выпускался август - сентябрь 1915г., William Foster & Company of Lincoln
Выпущено 1 шт. (опытный)
Эксплуатация 1915, испытания 17 сентября, затем к 6 декабря 1915г. переделан в Little Willie
7.3) Little Willie/ Tritton’s Tank
Непосредственный прототип: Lincoln Machine No.1
Танк средний по массе:
- проект: 16,5т, 40мм, 6 ручных пуль, 6 чел
- опытный образец: 18,3т, б/в, 2 чел
Конверсия из Lincoln Machine No.1, сентябрь-ноябрь 1915г., William Foster & Co.
Выпущено 1 шт. (опытный)
7.4) Foster’s Battletank
Прямой прототип: Little Willie
Сверхтяжелый танк: 100т, 2х57мм, 5 пуль, 11 чел
Проект, июнь-июль 1916г., Tritton
7.5) Flying Elephant
Непосредственный прототип: Foster’s Battletank
Сверхтяжелый танк: ~100т, 57мм/75мм, 4 чел
Проект танка Flying Elephant, дизайн А, июль-август 1916г.
Сверхтяжелый танк: 60т, 57мм/75мм, 6 пуль, 8-10 чел
Проект танка Flying Elephant, дизайн В, август 1916- январь 1917г.
Проект июль 1916 - январь 1917г.
Стадия макета, 1916г.
Проектировался как танк с противоснарядной броней (толщина брони 51мм).
7.6) Chaser/Tritton’s Tank №2
Непосредственный прототип: Little Willie
Средний по массе легкий кавалерийский танк: 14т, пуль, 2 чел
Башенная машина с одним пулеметом на шасси Little Willie.
Проект, сентябрь- октябрь 1916г., Tritton
Выпускался декабрь 1916г., William Foster & Co.
Выпущено 1 шт. (опытный)
Эксплуатация 1917г.
7.7) Light Tank Mk A, Whippet/ Medium Tank Mk A
Непосредственный прототип: Chaser
Средний по массе легкий кавалерийский танк: 14,225т, 4пуль, 3-4 чел
Проект, август-сентябрь 1917г.
Выпускался октябрь 1917 – октябрь1918гг., "William Foster & Co", «Северо-Британские паровозостроительные заводы»
Принят на вооружение.
Выпущено 200 шт.
Эксплуатация 1917 – 1922гг. (в ЮАС до 1925/27гг.)
Принимал участие в БД (WWI)
После службы в британской армии экспорт:
Япония |
1919г. 1919-1929гг. |
6 шт. |
Россия |
1919г. 1919-1920гг. |
17 шт. |
Трофейное применение:
Германия |
1918г. 1918-1919гг. |
2-4 шт. (бывш. британские) |
СССР |
1929-1920г. 1920-1930гг. |
12 шт. (бывш. русские) |
7.8) Whippet Mk A Johnson
Непосредственный прототип: Light Tank Mk A, Whippet
Экспериментальный средний по массе танк: 14,225т, 4пуль, 3чел
Конверсия из Light Tank Mk A, Whippet, 1918г., Центральные мастерские Танкового корпуса (Central Tank Corps Workshops)
Выпущено 1 шт. (опытный)
Эксплуатация 1918г.
8 Директория, 1915-1919гг.→
Концепция боевой гусеничной машины (бгм) 1903г.
Тракторное шасси не вполне удовлетворяло военных в смысле проходимости сильно пересеченной местности поля боя, изрытого воронками и перекопанного траншеями. Осенью 1915г. конструкторы переделали тракторную ходовую часть таким образом, чтобы гусеничный движитель охватывал весь корпус машины. Вооружение при этом перенесли в боковые спонсоны, а двигатель занял центральное положение. Именно такая ромбовидная конструкция получила название «танк» и впервые была применена в боевых условиях в сентябре 1916г. В 1916-1918гг. в Британии производились тяжелые ромбовидные танки, а в 1918г. в ограниченном количестве успели выпустить средние по массе ромбовидные танки. Вершиной тяжелого ромба времен WWI считается совместный британо-американский Heavy Mk VIII. |
8.1) Big Willie/Mother
Синтетический прототип «Большой Вили», UK, 1915 – (бгм)4
Тяжелый по массе пехотный танк: 26т, 2х57мм, пуль, 8 чел
Разработка, сентябрь-ноябрь 1915г., Tritton, Wilson
Выпускался декабрь 1915г. - январь 1916г., William Foster & Co.
Выпущено 1 шт. (предсерийный)
Эксплуатация 1916г.
8.2) Flotilla Leader
Непосредственный прототип: «Большой Вили»
Тяжелый танк: 45т, 2х57мм, 13пуль, 19-21 чел
Проект, март-апрель 1916г., Wilson
8.3) Heavy Tank Mk I
Непосредственный прототип: «Большой Вили»
Тяжелый по массе пехотный танк:
- самец: 28,45т, 2х57мм, 3пуль, 8 чел
- самка: 27,43т, 5 пуль, 8 чел
Выпускался май-ноябрь 1916г., William Foster & Co., Metropolitan Carriage and Wagon, Oldbury Wagon
Принят на вооружение.
Выпущено 150 шт. (75 самцов и 75 самок)
Эксплуатация 1916 – 1918гг.
Принимал участие в БД (WWI)
8.4) Heavy Tank Mk II
Непосредственный прототип: Heavy Tank Mk I
Тяжелый по массе пехотный танк:
- самец: 28,45т, 2х57мм, 3пуль, 8 чел
- самка: 27,43т, 5пуль, 8 чел
Выпускался декабрь1916г. – январь 1917г., "William Foster & Co", Metropolitan Carriage and Wagon
Принят на вооружение.
Выпущено 50 шт. (25 самцов и 25 самок)
Эксплуатация 1917-1918гг.
Принимал участие в БД (WWI)
В боевой обстановке применялись только 45 единиц, прочие 5 единиц «самки» использовались в экспериментальных целях.
Трофейное применение
Германия |
1917г. 1918г. |
1 шт. (бывш. британские) |
8.5) Heavy Tank Mk III
Непосредственный прототип: Heavy Tank Mk I
Тяжелый по массе пехотный танк:
- самец: 28,45т, 2х57мм, 3пуль, 8 чел
- самка: 27,43т, 5пуль, 8 чел
Выпускался январь-февраль 1917г., Metropolitan Carriage and Wagon
Принят на вооружение.
Выпущено 50 шт. (25 самцы и 25 самки)
Эксплуатация 1917-1925?гг. (в качестве учебных)
8.6) Mk.II "Wilson Epicyclic Tank"
Непосредственный прототип: Heavy Tank Mk II
Экспериментальный тяжелый по массе танк: 27т, 2 чел
Один из экспериментальных Mk II, без спонсонов и вооружения с планетарной коробкой передач Вильсона.
Выпускался февраль 1917г., Metropolitan Carriage and Wagon
Выпущено 1 шт. (опытный)
Эксплуатация 1917г.
8.7) Mk.II "Wilkins Multiple Clutch Tank"
Непосредственный прототип: Heavy Tank Mk II
Экспериментальный тяжелый по массе танк: 27т, 4 чел
Один из экспериментальных Mk II, без спонсонов и вооружения с опытной механической трансмиссией.
Выпускался февраль 1917г.
Выпущено 1 шт. (опытный)
Эксплуатация 1917г.
8.8) Mk.II "Foster-Daimler Petroil Electric Tank"
Непосредственный прототип: Heavy Tank Mk II
Экспериментальный тяжелый по массе танк: 27т, 2? чел
Один из экспериментальных Mk II, без спонсонов и вооружения с опытной электротрансмиссией по типу французского танка «Сен-Шамон».
Выпускался февраль 1917г., "William Foster & Co."
Выпущено 1 шт. (опытный)
Эксплуатация 1917г.
8.9) Mk.II "Westinghouse Petroil Electric"
Непосредственный прототип: Heavy Tank Mk II
Экспериментальный тяжелый по массе танк: 27т, 2? чел
Один из экспериментальных Mk II, без спонсонов и вооружения с опытной оригинальной электротрансмиссией.
Выпускался февраль 1917г., «Бритиш Вестингауз»
Выпущено 1 шт. (опытный)
Эксплуатация 1917г.
8.10) Mk.II "William-Jenney Hydraulic"
Непосредственный прототип: Heavy Tank Mk II
Экспериментальный тяжелый по массе танк: 27т, 2? чел
Один из экспериментальных Mk II, без спонсонов и вооружения с опытной гидравлической трансмиссией.
Выпускался февраль 1917г., з-д Brown Brothers, Эдинбург
Выпущено 1 шт. (опытный)
Эксплуатация 1917г.
8.11) Heavy Tank Mk IV
Непосредственный прототип: Heavy Tank Mk I
Тяжелый по массе пехотный танк:
- самец: 28 (27,4)т, 2х57мм, 3пуль, 8 чел
- самка: 26,4т, 5пуль, 8 чел
Разрабатывался февраль 1917г.
Выпускался март 1917г. - октябрь 1918г., Metropolitan Carriage and Wagon (построено больше всего – 640 шт.), William Foster & Co. of Lincoln (100 «самцов»), Armstrong-Whitworth (100 шт.), Coventry Ordnance Works (100 шт.), William Beardmore and Company (25 шт.), Mirrlees Watson & Co. (50 шт.)
Принят на вооружение.
Выпущено 1015/1016 шт. (420 самцы и 595/596 самки)
Эксплуатация 1916 – 1918гг.
Принимал участие в БД (WWI)
Поступление на вооружение и эксплуатация
Британия |
1917-1918гг. 1917-1925гг. |
1003 шт. |
США |
1918г. 1918-19??гг. |
1 шт. |
Япония |
1918г. 1918-19??гг. |
1 шт. |
Трофейное применение
Германия |
1917г. 1918-1919гг. |
44 (бывш. британские) |
8.12) Heavy Tank Mk V
Непосредственный прототип: Mk.II "Wilson Epicyclic Tank"
Тяжелый по массе пехотный танк:
- самец: 29,47т, 2х57мм, 4пуль, 7-8 чел
- самка: 28,45т, 6пуль, 7-8 чел
- композит: 29т, 57мм, 5пуль, 7-8 чел
Разрабатывался март 1917г. – декабрь 1917г.
Выпускался декабрь 1917 - июнь 1918гг., Metropolitan Carriage and Wagon («Метрополитэн Кэрридж, Вэгон энд Файненс Компани».), завод в Бирмингеме.
Принят на вооружение.
Выпущено 400 шт. (200 самцов и 200 самок; в 1918г. в Центральных мастерских Танкового корпуса во Франции некоторое количество самок были переделаны в композиты).
Поступление на вооружение и эксплуатация
Британия |
1917-1918гг. 1917-1925гг. |
381 шт. |
США |
1918г. 1918-1920?гг. |
19 шт. |
Принимал участие в БД (WWI)
После службы в британской армии экспорт:
Россия |
1919г. 1919-1920гг. |
59 шт. |
Эстония |
1919г. 1919-1938гг. |
4 шт. |
Латвия |
1919г. 1919-1930гг. |
2 шт. |
Трофейное применение
Ирландия |
1919?-1930гг. |
1 шт. (бывш. англ.) |
СССР |
1919-1920гг. 1920-1930гг. 1940г. 1941г. |
45 (бывш. русские) 4 шт. (бывш. эстонские) (WWII) |
Германия |
1941г. 1945г. |
2 шт. (бывш. советские) (WWII) |
8.13) Heavy Tank Mk VI
Прямой прототип: Heavy Tank Mk IV
Тяжелый по массе пехотный танк: 33т, 57мм, 4 пуль, 8 чел
Разрабатывался май-июнь 1917г.
Стадия деревянного макета, июнь - июль1917г., Metropolitan
8.14) Heavy Tank Mk VII
Непосредственный прототип: Mk.II "William-Jenney Hydraulic"
Тяжелый по массе пехотный танк: 37т, 2х57мм, 5пуль, 8 чел
Разрабатывался март1917г. – март 1918г., з-д Brown Brothers
Выпускался 1918г. (с июля), з-д «Братья Браун» в Эдинбурге
Принят на вооружение.
Выпущено 3 шт.
Эксплуатация 1918 – 1925гг.
8.15) Heavy Tank Mk V «Tritton’s»
Непосредственный прототип: Heavy Tank Mk IV
Тяжелый по массе пехотный танк:
- самец: ?т, 2х57мм, 4пуль, 8 чел
- самка: ?т, 6пуль, 8 чел
Проект, июнь - июль 1917г., Metropolitan
8.16) Medium Tank Mk B
Прямой прототип: Heavy Tank Mk V
Средний по массе маневренный танк:
- самка: 18т, 5пуль, 4 чел
Разрабатывался осень 1917г.- июль 1918г.
Выпускался сентябрь 1918 – февраль/март 1919гг., Metropolitan Carriage Wagon and Finance Company (M.C.W. & F. Co.), North British Locomotive Co. (N.B.L. Co.), Coventry Ordnance Works (C.O.W.)
Принят на вооружение.
Выпущено 102 шт. (на вооружении UK армии только 45 шт., остальные сохранялись на складе или экспортировались)
Поступление на вооружение и эксплуатация
Британия |
1918-1919гг. 1918-1925гг. |
45 шт. |
Россия |
1919г. 1919-1920гг. |
1 шт. |
Латвия |
1919г. 1919-1929гг. |
2 шт. (из числа ранее поставленных в Россию) |
Трофейное применение
СССР |
1920г. 1920-1924?гг. |
1 шт. (бывш. русский) |
- самец: 18т, 40мм/57мм, 3пуль, 5 чел
Проект осень 1917г.- март 1918г.
8.17) Mk IV Johnson
Непосредственный прототип: Heavy Tank Mk IV
Экспериментальный тяжелый по массе танк: ок. 30т, ор?, пуль?, 4 (?) чел
Выпускался ноябрь 1917г., Центральные мастерские танкового корпуса
Выпущено 1 шт. (опытный)
8.18) Mark IV Tadpole
Непосредственный прототип: Heavy Tank Mk IV
Экспериментальный тяжелый по массе танк: более 28т, 2х57мм, 3пуль, 8 чел
Разработка декабрь 1917г., Tritton
Выпускался март 1918г.
Выпущено 1 шт. (опытный)
8.19) Medium Tank Mk C
Прямой прототип: Heavy Tank Mk VI
Средний по массе маневренный танк:
- самка: 19,5т, 4пуль, 4 чел
Разрабатывался зима 1917/18гг. – апрель 1918г.
Выпускался август-декабрь 1918г., William Foster & Co Ltd, Armlet & Wortley
Принят на вооружение.
Выпущено 50/36 шт.
Эксплуатация 1918 – 1925гг. (на вооружение поступило 36 шт.)
- самец: 19,5т, 57мм, 3пуль, 4 чел
Проект 1918г.
8.20) Heavy Tank Mk VIII
Прямой прототип: Heavy Tank Mk V «Триттона»
Тяжелый танк: 39,4т, 2х57мм, 7пуль, 12 чел
Проект, декабрь 1917г. – январь 1918г.
Выпускался в Британии с июля 1918 по декабрь 1918г. (февраль/март 1919г.?), North British Locomotive Company (1 шт.), завод «Ханслет энд Озмондфорпе» в Лидсе, William Beardmore and Company?
Выпущено 25/7 шт.
Эксплуатация 1918-1919гг.
8.21) Heavy Tank Mk V*
Непосредственный прототип: Heavy Tank Mk V
Тяжелый по массе пехотный танк:
- самец: 33т, 2х57мм, 4пуль, 8 чел + 15 чел десант
- самка: 32т, 8пуль, 8 чел + 15 чел десант
Выпускался май 1918- февраль/март1919гг., Metropolitan
Принят на вооружение.
Выпущено 700 шт. (500 самцов и 200 самок)
До перемирия построено 579 шт. (по другим сведениям, 632 шт.).
Поступление на вооружение и эксплуатация
Британия |
1918-1919гг. 1918-1925гг. |
602 шт. |
Франция |
1918г. 1918-1923/1929?гг. |
77 шт. |
США |
1918г. 1918-1920?гг. |
21 шт. |
8.22) Heavy Tank Mk V**
Непосредственный прототип: Heavy Tank Mk V*
Тяжелый по массе пехотный танк:
- самец: 33т, 2х57мм, 4пуль, 8 чел
- самка: 33т, 6пуль, 8 чел
Проект, май-октябрь 1918г.
Выпускался октябрь/ноябрь1918- март1919гг., Metropolitan
Принят на вооружение.
Выпущено 25/5 шт.
Эксплуатация 1918 – 1925гг.
8.23) Heavy Tank Mk X/Mk V***
Непосредственный прототип: Heavy Tank Mk V «Tritton’s»
Тяжелый по массе пехотный танк: 33-35т, 2х57мм, 6пуль, 10 чел
Проект, июнь 1918г. (полноразмерный макет), Armstrong-Whitworth & Co. in Newcastle-upon-Tyne
8.24) Mark V* Tadpole
Непосредственный прототип: Heavy Tank Mk V*
Экспериментальный тяжелый по массе танк: более 33т, 2х57мм, 4пуль, 8 чел + 15 чел десант
Выпускался август 1918г.
Выпущено 1 шт. (опытный)
8.25) Heavy Tank Mk VIII*
Непосредственный прототип: Heavy Tank Mk VIII
Тяжелый танк: 42-42,5т, 2х57мм, 7пуль, 12 чел
Удлиненный Heavy Tank Mk VIII
Проект, 1918г.
8.26) Mk VST
Непосредственный прототип: Heavy Tank Mk V
Экспериментальный тяжелый по массе танк: 27т, 2? Чел
Танк с экспериментальными «змеиными» траками.
Выпускался зима 1919г.
Выпущено 1 шт. (опытный)
Эксплуатация 1919г.
9 Директория, 1917-1918гг.
Концепция гусеничного трактора (тр) 1915г.
Проект гусеничного танка – концептуально, бронированный трактор – запатентован жителем Канады в США, рассматривался британским военным ведомством. |
9.1) Kupchak landship
Синтетический прототип Kupchak, UK, 1917 – (тр)26
Танк тяжелый по массе: 30-40т, 75мм/100мм, 2пуль, 6-8 чел
Проект 1917-1918гг.
10 Директория, 1918-1919гг.→
Концепция боевой гусеничной машины (бгм) 1903г.
В рамках работ по перспективному среднему танку в 1918-1919гг. был выполнен проект среднего танка Mk D, который обладал скоростными характеристиками маневренных танков и сохранял проходимость ромбовидных машин. |
10.1) Medium Tank Mark D
Синтетический прототип Mk D, UK, 1918- (бгм)26
Средний танк: 13,5т, 3пуль, 4 чел
Макет, ноябрь 1918г. (начало 1919г.)
Medium Tank Mk D, 1920г. (конец 1919г.)
Проект 1918 - 1919гг., Johnson
Выпускался 1919-1920гг., John Fowler & Co. Leeds, Vickers Ltd. Wolseley
Выпущено 5 шт. (опытных)
Эксплуатация 1920-1922гг.